Willys MB

Годы выпуска 1941-45, выпущено 359,489 шт (647,925 включая Ford GPW)

Виллис МБ — это один из самых знаковых автомобилей в истории, символ Второй мировой войны и прародитель современных внедорожников. Первое, что приходит на ум, когда представляешь военный автомобиль, по праву, самый знаменитый и самый массовый легковой автомобиль Второй мировой войны.

Разработанный американской компанией Willys-Overland Motors, вобрав в себя опыт American Bantam Car Co., этот автомобиль стал эталоном надежности, простоты и универсальности. Его влияние на автомобильную промышленность и культуру сложно переоценить: Willys MB не только помог союзникам одержать победу в войне, но и положил начало эпохе внедорожников.

История создания

Благодаря настойчивым усилиям представителей American Bantam, в начале 1940-х годов армия США, наконец, осознала необходимость в лёгком, прочном и маневренном автомобиле, который мог бы выполнять множество задач на поле боя. В 1940 году был объявлен конкурс на создание такого транспортного средства. В нем приняли участие несколько компаний, включая American Bantam, Willys-Overland и Ford.

Крохотный Bantam BRC-60 1940 г.в., прародитель всех джипов, теряется на фоне огромного 3-осного грузовика Студебеккер US6. Инженеры-конструкторы American Bantam придумали легендарную форму кузова.

Победителем конкурса на лёгкий автомобиль грузоподъемностью 1/4 тонны (250 кг) стал прототип от American Bantam, а его вторая модификация BRC-40 превосходила конкурентов практически по всем параметрам.

Bantam BRC-40 — лучший конкурсант среди участников по всем показателям

Однако в силу политических интриг и весьма грязной игры с передачей третьей стороне интеллектуальной собственности, добавления конкурсного времени, переподачей предложений после официального завершения процедуры, финальная победа была отдана Willys-Overland.

Заказной автомобиль 1940 Willys Roadster, подаренный 32-му Президенту США Франклину Рузвельту на 58-ю годовщину 30 января 1940, задолго до участия автомпроизводителя в конкурсе на лёгкий внедорожник — свидетельствует о тесных связях руководства компании на самых верхних кругах руководства страны. В настоящее время автомобиль экспонируется в резиденции Рузвельта, «Маленький Белый дом», г. Ворм Спрингс, штат Джорджия, США

Финальный победитель Willys MA был признан не сильно удачным, и компании-победителю было предписано в отведенный срок доработать его.

Willys MA — финальный победитель конкурса

Уже по завершении конкурса, взяв за образец лучшего конкурсанта — от American Bantam, инженеры Квартирмейстерского корпуса Министерства обороны США совместно с компанией Willys-Overland создали модель MB («B» — 2-я буква англ. алфавита, указывает на 2-ю модель), которая, волею судьбы, вобрала в себя опыт Bantam и стала основным армейским внедорожником. Первые серийные виллисы МБ сошли с конвейера в ноябре 1941 года.

Ford, в свою очередь, выпускал практически идентичную модель под названием GPW (согласно контракту, Ford использовал многие детали от Willys).

Конкурсант Ford GP 1941, от которого Willys MB с небольшой переработкой унаследовал дизайн передней решетки радиатора, ставшей символом джипа

Конструкция и особенности

Willys MB был разработан с учетом требований военных: простота, лёгкость, надежность и высокая проходимость.

Его конструкция включала следующие ключевые элементы:

  • Двигатель: Willys MB оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем Willys Go-Devil объемом 2,2 литра и мощностью 60 лошадиных сил. Этот двигатель славился своей надежностью и способностью работать в самых суровых условиях.
  • Привод: Полный привод 4×4 и понижающая передача делали Willys MB чрезвычайно проходимым. Автомобиль мог преодолевать грязь, снег, песок и крутые склоны.
  • Кузов: Легкий открытый кузов с плоскими панелями упрощал производство и ремонт. Складной верх и съемные двери позволяли адаптировать автомобиль к различным условиям.
  • Подвеска: Рессорная подвеска обеспечивала комфорт на бездорожье, а короткая колесная база (203 см) способствовала маневренности.
  • Вес: Willys MB весил чуть более тонны, что делало его легким для транспортировки и буксировки.
Мощный двигатель Go-Devil уносил лёгкий Willys MB в точку, угнаться за ним было непросто, с максимальной скоростью 105 км/ч, это был один самых быстрых военных автомобилей Второй мировой войны
Весом чуть тяжелее тонны Willys MB можно было перетащить на одних руках
Для демонстрации лёгкости 4 стеклянные бутылки по каждой из сторон удерживают автомобиль с 3-мя девушками на борту. Испытание Willys MB выдерживает успешно.
Лёгкий вес и плоское герметичное дно при определенной сноровке позволяет воспользоваться Willys MB в качестве амфибии для пересечения водной преграды буквально на плаву.

Боевое применение

Willys MB стал незаменимым инструментом для армии США и ее союзников. Он использовался для перевозки личного состава, доставки боеприпасов, эвакуации раненых, буксировки легких орудий, радийного автомобиля и даже в качестве мобильного командного пункта.

Пилот американского лёгкого самолета связи и корректировки PipeL-4 Grasshopper получает план полета у автомобиля Willys MB, США, Калифорния, 1942.

Благодаря своей компактности и проходимости, за Willys MB прочно закрепилось прозвище «Jeep» (джип), унаследованное от предшественника — внедорожника Bantam 1940 г.в., по праву, создателя всех джипов и впервые назвавшего так автомобиль, что еще в 1943 году было закреплено Федеральной торговой компанией США.

Willys MB активно использовался на всех театрах военных действий: в Европе, Северной Африке, на Тихом океане и в Азии.

Его надежность и проходимость заслужили уважение как у солдат, так и у генералов.

Даже генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969), будущий президент США, назвал Willys MB одним из ключевых факторов победы в войне.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр позирует за рулем Willys MB
32-й президент США Франклин Рузвельт прибыл на Ялтинскую конференцию. Для дополнительной страховки от выпадения на Willys MB была смонтирована металлический барьер, о который Рузвельт и опирается при разговоре. Крайний слева — Заместитель председателя Государственного комитета обороны (ГКО) Вячеслав Молотов. Аэродром г. Саки, Крым, 3 февраля 1945

На рекламном плакате 1943 года по-русски написано «замечательно», отсылая читателя к положительной оценке джипа его основными пользователями на главном фронте Второй мировой войны, где было разгромлено превалирующее большинство дивизий Вермахта

В Красной армии

С начала Великой Отечественной войны роль командирского автомобиля в Красной Армии выполняли легендарные «эмки» ГАЗ-М1, несколькими месяцами позже к ним присоединилось небольшое количество генеральских ГАЗ-61, и следом, автомобиль-разведчик ГАЗ-64. Дефицит легкового транспорта заполняли первые трофейные машины и своевременная поставка внедорожников Bantam — СССР досталось почти половина всех произведенных BRC-40. Родившись за океаном в конце 1941 года, американскому Willys MB суждено была встать на вооружение РККА лишь с 1942 года. Новейшие внедорожники поставлялись в Советский Союз по программе ленд-лиз, в рамках которой было поставлено 51,503 джипов.

Благодаря своей массовости в рядах Красной Армии, он буквально затмил наши внедорожники, выпущенные скромным тиражом — ГАЗ-64 и сменивший его ГАЗ-67Б, которые наш конструктор Виталий Грачев так же, как и коллеги из Willys-Overland, создавал под вдохновением от вездеходов Bantam, закупленных, среди прочего, и в тестовых целях. Внешнее сходство с многочисленными виллисами закрепило за нашими козликами прозвище «Иван-Виллис» — песчинки на фоне сонма американских джипов.

Willys MB прекрасно справляется с ролью артиллерийского тягача, с лёгкостью тянет за собой 45-мм противотанковую пушку обр. 1937 (сорокопятку) с передком.
Иллюстрация к рекламному плакату Willys-Overland, где бойцы Красной армии участвуют в Сталинградской битве на американском джипе Виллис МБ. Художник изобразил пулемёт Максим, установленный по примеру американского Браунинга в центре автомобиля. 1943
В действительности же, пулемёт Максим чаще устанавливался в задней части автомобиля. Командир расчета пулеметной роты гвардии старший лейтенант И.Г. Куликов 4-го отд. мотоцикл. полка (с 10.10.44 г. — 4-й гвардейский омцп), ст. сержант Андрей Панков и ефрейтор Степан Овчаренко. 6-я гв. танковая армия, 2-й Белорусский фронт. Северная Трансильвания, Венгрия, лето 1944

В силу дефицита собственных легковых автомобилей, Willys MB пришелся к месту и прочно занял место и и разведчика, и связного, и арт.тягача, и, конечно же, командирского автомобиля, в том числе для высшего командования Красной армии.

Командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал армии Иван Баграмян, будущий маршал Советского Союза в штабном автомобиле Willys MB, лето 1944
Командующий 5-й гв. танковой армией маршал бронетанковых войск Павел Ротмистров в штабном автомобиле Willys MB, освобожденный Витебск, 13 июля 1944
Колонна бойцов 9-й гв. стрелковой дивизии с оркестром на марше в сопровождении Виллисов движется к переправе через реку Западная Двина, освобожденный Полоцк, 4 июля 1944
Водитель Willys MB внимательно следит за обочиной, чтобы не угодить в глубокий овраг, бойцы перемещаются на грузовике ЗИС-5 с прицепом, а на заднем плане красуется истребитель танков ИСУ-152 «Зверобой». На Берлин, апрель 1945

Послевоенная судьба

После окончания Второй мировой войны Willys MB не исчез. Напротив, он стал основой для гражданских внедорожников. В 1945 году Willys-Overland представил гражданскую версию под названием CJ (Civilian Jeep), которая положила начало линейке Jeep. Эти автомобили быстро завоевали популярность среди фермеров, охотников и любителей активного отдыха.

Willys MB также использовался в армиях многих стран мира, включая Францию, Великобританию и СССР. Его конструкция вдохновила создание множества других внедорожников, таких как Land Rover и Toyota Land Cruiser.

Наследие Willys MB

Willys MB оставил неизгладимый след в истории. Он не только помог выиграть войну, но и стал символом свободы, надежности и духа приключений. Это больше, чем просто автомобиль. Это символ эпохи, напоминание о героизме и инженерной мысли, которые помогли изменить мир. Его история продолжает вдохновлять, а его наследие живет в каждом современном внедорожнике, который едет по бездорожью с той же уверенностью и надежностью, что и его легендарный предок.

Технические характеристики

экипаж 4 чел, двигатель 4 цил. бенз. 2.2л 60 л.с., макс. скорость 105 км/ч, потребление топлива 14л на 100 км, колесная формула 4х4, дорожный просвет 220 мм, габариты 3350 х 1570 х 1770 (с тентом), вес 1113 кг, грузоподъемность 540 кг

Наши дни

Сегодня Willys MB остается популярным среди коллекционеров и энтузиастов. Его можно увидеть на парадах, исторических реконструкциях и ралли ретро-автомобилей. Многие экземпляры были тщательно восстановлены до оригинального состояния, что позволяет новым поколениям оценить легендарный внедорожник, включая и Willys MB проекта «Трофейные машины»

-> книга «Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне». Иллюстрированный каталог транспортной техники СССР и Союзников на службе РККА в 1941-45 гг под редакцией Д. Дашко. Автомобильный архивный фонд.