VW 82 Kubelwagen

Годы выпуска 1940-45, выпущено 50,788 шт

Фольксваген Тип 82 Кюбельваген (нем. Kübelwagen) — самый массовый легковой автомобиль Вермахта и, пожалуй, самый лёгкий автомобиль Второй мировой войны. Разработанный Фердинандом Порше по заказу военного ведомства, он стал символом простоты, надёжности и эффективности. Его история началась в конце 1930-х годов, и даже спустя десятилетия он остается объектом интереса для коллекционеров и историков.

История создания

Идея создания лёгкого военного автомобиля возникла у руководства Вермахта в середине 1930-х годов. Немецкая армия нуждалась в простом, дешевом и надежном транспортном средстве, которое могло бы использоваться в различных условиях — от африканских пустынь до русских степей. И победу в номинации «стандартный лёгкий» одержал полноприводный автомобиль марки Stoewer. Однако нужды армии простирались дальше заводских возможностей компании-победителя, часть военного заказа которой была размещена на мощностях BMW и Hanomag.

Фердинанд Порше лично представляет шасси «народного автомобиля» Адольфу Гитлеру, 1939

Как нельзя кстати, оказался проект государственной важности по созданию экономичного, небольшого, доступного любому гражданину Германии «народного автомобиля» — KDF-wagen, после войны получивший название Фольксваген Жук (Volkswagen Beetle), над которым трудился Фердинанд Порше.

Инженер-конструктор Фердинанд Порше у тестового автомобиля KDF-38, Австрия, Вена, 1940

Шасси KDF-38 легло в основу будущего супер-лёгкого армейского автомобиля Volkwagen Kübelwagen, правда, с существенной доработкой для военных нужд.

Шасси KDF-38 — основа Фольксваген Кюбельваген

Первый прототип, известный как Тип 62, был представлен в 1938 году.

Три военных Volkswagen Type 62 и гражданский KDF-38 на заводе в городе Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен (ныне Вольфсбург), 1938.

После испытаний и закономерно последовавших улучшений в 1940 году началось серийное производство модели Тип 82, которая и стала основным вариантом Фольксваген Кюбельваген.

Volkswagen Typ 82 Kubelwagen унаследовал большую часть наработок Type 62, главным визуальным отличием стало размещение запасного колеса поверх кузова, а не внутри — для удобства замены колес в полевых условиях

Конструкция и особенности

Volkwagen Type 82 Kübelwagen отличался простотой и функциональностью.

Его конструкция включала следующие ключевые элементы:

  • Платформа: Автомобиль был построен на основе шасси KDF-wagen, но с усиленной рамой и подвеской.
  • Двигатель: Kübelwagen оснащался 4-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения объемом 985 см³, который развивал мощность около 23,5 лошадиных сил. Позже появились модификации с более мощным двигателем.
  • Привод: В отличие от многих военных автомобилей того времени, Kübelwagen был заднеприводным. Это решение упрощало конструкцию и снижало вес, но компенсировалось продуманной геометрией кузова и шинами с развитым протектором, что обеспечивало хорошую проходимость.
  • Кузов: Открытый кузов с плоскими панелями и складным верхом делал автомобиль легким и удобным для транспортировки. Сиденья были выполнены в виде «лоханок» (отсюда и название), что позволяло быстро садиться и выходить из машины.
  • Проходимость: Несмотря на отсутствие полного привода, Kübelwagen демонстрировал впечатляющую проходимость благодаря легкому весу (всего 725 кг) и сбалансированной конструкции.

В классификации Управления вооружения Вермахта он получил категорию «лёгкий» с присвоением индекса Kfz.1, дополнив и превысив в разы число изначального победителя данной номинации внедорожников Stoewer.

Солдаты Вермахта разбирают корреспонденцию, на фоне «среднего стандартного» внедорожника Horch 901 и «лёгкого» автомобиля в классификации Управления вооружения — VW Type 82 Kubelwagen
Действительно лёгкий, на фоне крохотного VW Typ 82 Kubelwagen тяжелый внедорожник Steyr 1500A смотрится устрашающе огромным.

С марта 1943 года машина оснащалась более мощным двигателем 1131 см3 25 л.с., что добавило и без того ретивому автомобилю на 6%+ больше прыти — Кюбельваген мог разгоняться до 80 км/ч.

Небольшой двигатель, которого машине хватало за глаза, было удобно обслуживать и ремонтировать даже в полевых условиях

В части проходимости автомобиль получился настолько удачным, прежде всего, за счет своей крохотной массы чуть больше 700 кг и высоким клиренсом почти 30 см, что преодолевал препятствия даже там, где застревали полноприводные машины.

И только там, где даже с трудом справлялась гусеничная техника, Кюбельваген пассовал, особенно перед осенней распутицей на Восточном фронте.

Застрявший автомобиль VW Тур 82 Kubelwagen дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» в районе Винницы, Украина, ноябрь 1943

Боевое применение

Volkswagen Kübelwagen активно использовался вермахтом и войсками СС на всех фронтах Второй мировой войны, в том числе в качестве автомобиля для высшего командования Вермахта.

Генерал-полковник Вальтер Модель, будущий генерал-фельдмаршал, в штабном автомобиле VW Typ 82 Kubelwagen, Восточный фронт, Россия, подо Ржевом, лето 1942

Фольксваген Кюбельваген выполнял множество задач: от перевозки личного состава и офицеров до буксировки легких орудий и доставки боеприпасов. Благодаря своей надежности и простоте, автомобиль заслужил уважение как среди немецких солдат, так и среди их противников.

2 автомобиля VW Type 82 Kubelwagen на фоне тяжелой САУ Фердинанд — все детища одного конструктора Фердинанда Порше. Под Курском, лето 1943

Одним из главных преимуществ Kübelwagen была его универсальность. Он мог использоваться в самых разных условиях: в горах, пустынях, лесах и даже на снегу. Низкий расход топлива (около 8-9 литров на 100 км) делал его экономичным в эксплуатации, что было особенно важно в условиях войны.

Трофейное использование

Пейзаж Великой Отечественной войны не мыслится без тлеющих или замерзших кюбельвагенов, безмолвно свидетельствующих о Великой Победе Красной армии над немецко-фашистскими захватчиками.

Замерзшие кубельвагены, оставленные противником. Битва за Москву, декабрь 1941
Тлеющие VW Type 82 Kubelwagen и Horch 108. Штурм Берлина. 24 апреля — 2 мая 1945

Захваченные кюбельвагены — частые герои фото и видео-хроники союзников,

— от Северной Африки до Западной Европы.

Volkswagen Тур 82 Kubelwagen, захваченный солдатами 1-й пехотной дивизии США в Чехословакии. За рулем рядовой Альберт Гоин (Albert Goheen). 30 апреля 1945 года.

Не обошел он стороной и ряды РККА, выполняя роль как разведчика, так и командирского автомобиля в различных частях Красной Армии — от артиллеристов до танкистов.

VW Typ 82 Kubelwagen на дорогах освобожденного Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков, номера на автомобиле поставлены по советсткому, слева и справа от номерного знака нанесены красные звезды, по видимому, краской, июль 1944
Танкисты на трофейном VW Typ 82 Kubelwagen, прижавшись к обочине, пропускают колонну советских танков, первым из которых по улицам освобожденной Польши идет тяжелый танк ИС-2, город Жешув, август 1944
Красноармейцы у захваченного VW Typ 82 Kubelwagen после успешного проведения Кёнингсберской операции, Пиллау, апрель 1945
Красноармеец рядом с трофейным VW Type 82 Kubelwagen наблюдает за колонной военнопленных в сопровождении советских танков. На лобовом стекле захваченного автомобиля видны множественные пулевые отверстия. Под Берлином, апрель 1945

Послевоенная судьба

После окончания Второй мировой войны производство Volkswagen Kübelwagen было прекращено. Однако многие из этих автомобилей продолжали использоваться в различных странах, включая Францию, где они служили в армии и полиции. Некоторые экземпляры были переоборудованы для гражданских нужд.

Фольксваген Кюбельваген в руках французского сопротивления, Париж, 1945

Один их трофейных кюбельвагенов, по счастливой случайности, оказался в г. Горький (ныне Нижний Новгород), где использовался для личных и служебных нужд инженера-конструктора, создателя экраноплана Ростислава Алексеева.

Выдающийся инженер-конструктор Ростислав Алексеев у трофейного VW Typ 82 Kubelwagen

Volkswagen Type 82 Kübelwagen оставил значительный след в истории автомобилестроения. Простота, надежность и универсальность стали эталоном для военных и гражданских автомобилей. Его конструкция повлияла на разработку послевоенных внедорожников.

В полноприводном Porsche 597 Jadwagen (1954-1958 г.в.) легко угадываются черты Фольксваген Кюбельваген
Volkswagen Type 181 (1968-1983 г.в.) (известный как «Thing» или «Safari»), безумно похожий на Фольксваген Кюбельваген, до сих пор стоит на вооружении армии Тайланда и ежегодно участвует в королевском военном параде в Бангкоке

Фольксваген Тип 82 Кюбельваген не просто автомобиль, а символ эпохи. Его история напоминает о том, как инженерная мысль и практичность могут создать технику, которая переживает свое время и становится легендой.

Технические характеристики

экипаж 4 человека, 4-цил. бензиновый двигатель воздушного охлаждения 985 см3 23,5 л.с. (с марта 1943 года 1131 см3 25 л.с.), максимальная скорость 80 км/ч, потребление топлива 8-9л на 100 км, заднеприводный, дорожный просвет 290 мм, габариты 3740 х 1600 х 1650, масса 1320 кг, грузоподъемность 400 кг

Наши дни

Сегодня Kübelwagen является ценным экспонатом для коллекционеров военной техники. Реставраторы восстанавливают его до оригинального состояния. Его можно увидеть в музеях и на исторических реконструкциях, в том числе в собрании проекта «Трофейные машины»

-> «Ростислав Алексеев: книга о Главном». Иллюстрированное подарочное издание о выдающемся инженере-конструкторе и его творениях — суднах на подводных крыльях и экранопланах. Автор Никита Травников.