-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Годы выпуска 1941-1943, 1946-1947, произведено 6,054 шт
Автомобиль с двумя жизнями: первая — для войны, вторая — для мира. Лишенная независимости 15 марта 1939 года, Чехословакия и вся ее промышленность переходит под власть Германии. В 1941 году для нужд Вермахта появляется на свет военная версия гражданской Татры 57B c индексом «K» (что означает привычное для армейских машин «Kubelwagen»). Автомобилю присваивается категория Kfz. 1. Все последующие три года вплоть до 1943-го штабная Tatra 57K производится на управляемом немцами заводе Tatra Ringhoffer Werke A.G. в г. Копрживница. Поскольку на тот момент такого государства, как Чехословакия уже не существовало, получается, страна происхождения Tatra 57K — Германия.
Автомобиль был предназначен для солдат, младшего и среднего комсостава Вермахта, немало пошло в полицию, урвала его и элита Третьего Рейха — войска СС. Несмотря на небольшой тираж и конкурируя с истинно арийским VW KdF Typ 82 Kubelwagen, чешская Tatra оказывается абсолютно на всех фронтах (Африка, Западная Европа, Восточный Фронт). Чем же этот малыш снискал расположение немцев? Возможно, это была надежность и неприхотливость в эксплуатации, которые ценились на вес золота в разгар боевых действий? Любопытной особенностью модели считалось феноменальное удобство сервисного обслуживания: капот 57-й откидывался заодно с передними крыльями и фарами, обеспечивая свободный доступ не только к двигателю, но и ко всей передней подвеске.
А может, его подвижность? Татра получилась скорострельной и крайне эффективной: 90 км/ч при 23 л.с. в отличие от аналога Фердинанда Порше VW KdF Typ 82 Kubelwagen, который с паспортной максималкой в 80 км/ч был попросту не в силах обогнать шустрого чеха.
Своим рождением Tatra 57K обязана одному из самых известных и талантливых конструкторов XX века Гансу Ледвинке (Hans Ledwinka, 1878 — 1967). По большому счету, самоучка — никакого углубленного автомобильно-технического образования Ледвинка не получил — уроженец Австрии слыл отчаянным экспериментатором, беззаветно преданным идеям технического прогресса, на его счету:
До гениальности простая и выносливая конструкция, внутри которой размещался карданный вал, продвинутые качающиеся косые рычаги задней подвески, нетребовательный к обслуживанию 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, рулевое управление реечного типа и при этом независимая подвеска спереди и сзади.
Ганс Ледвинка оставался на посту технического директора Татры на протяжении всего военного периода, он и разработал военную версию для Вермахта. В 1944 г. получил степень Доктора технических наук. После окончания войны был обвинен в сотрудничестве с немецкими оккупантами и шесть лет провел в тюрьме. В 1951 г. покинул Чехословакию и переехал сначала в Австрию, где его сын Эрих возглавлял дизайнерское бюро фирмы «Штайр-Пух», а затем в ФРГ.
Вторая инкарнация автомобиля происходит уже после войны на территории освобожденного государства. Новоиспеченные татры направляются на службу МВД и Армии Чехословакии. Последний автомобиль сходит с конвеера в 1947 году.
Послевоенных татр было произведено немного — 640 экз (приблизительно 10% от всего выпуска). Со свертыванием в 1949 году изготовления гражданской версии Tatra 57B подходит к концу вся история малолитражек Татра. Предприятие в Копрживнице окончательно переключается на «большие» модели.
Трофейное использование: союзники из США брали ее на службу с удовольствием! Автомобили были задействованы и на Восточном Фронте, и вполне могли стать трофеем Красной Армии.
Англичане ласково называли ее Тилли (Tilly). И судя по всему, освобождение Дании не обошлось без трофейной Tatra 57K, 7 мая 1945 г.
Примечательно, что именно трофейная Tatra 57K открывает парад в честь освобождения Парижа 26 августа 1944. За рулем автомобиля Амадо Гранель (Amado Granell), командир 9-й роты «La Nueve» 2-й бронетанковой бригады Французского Иностранного легиона, которая состояла из испанских комбатантов и была первым союзным военным подразделением, вошедшим в Париж после его оккупации вермахтом. Рота Амадо активно участвовала в захвате Орлиного гнезда, места отдыха Гитлера в Баварских альпах.
Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 1256 см3 бензиновый, 4 цилиндра, 23 л.с., максимальная скорость 90 км/ч, колесная формула 4×2 (заднеприводный), габариты 3980 х 1550 х 1690, вес 870 кг
Наши дни: