-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Годы выпуска: 1937-1943, произведено ок. 4,000 шт
Брутальный, тяжелый, мощный. Стильный тягач, или итальянский внедорожник Второй мировой. Сбоку он похож на крадущегося медведя. Большие тракторные колеса усиливают образ неприступного зверя. На родине Микеланджело Буонарроти знают толк в архитектурном ремесле. И они всё продумали до мелочей как во внешнем облике автомобиля, так и его внутреннем убранстве. Держатели для оружия, множество ящичков для снаряжения — всё для удобства бойцов. Да и лебедка, хоть и в эстетических целях скрыта от посторонних глаз, способна ставить рекорды поднятия веса. Он создавался для итальянской королевской армии, находившейся под диктатурой Муссолини.
В середине 1930-х гг в конкурсе на легкий артиллерийский тягач (Trattore Leggero per artiglieria, TLa — перевод с итальянского «тягач легкий для артиллерии»), проводимом по заказу военного ведомства Италии, между автоконцерном Fiat в лице дочерней компании S.P.A. (Societa Piemontese Automibili) и компанией-производиелем оружия Breda (полное наименование Breda Meccanica Bresciana) выбирают первого. Созданная в 1906 году, компания SPA вошла в Fiat в 1925 году и использовалась как подразделение материнской компании для производства коммерческого и военного транспорта вплоть до 1947 года, когда SPA полностью интегрируется под крыло автоконцерна Fiat.
Рекламный проспект Пьемонтского автомобильного общества S.P.A. 1920-х гг незадолго до поглощения. Компания славилась отличными легковыми и грузовыми автомобилями, последние из которых участвовали в Первой мировой войне.
Новый легкий артиллерийский тягач должен стать преемником Fiat-SPA TL31, который был высоко оценен военными властями для буксировки артиллерийских орудий, в том числе в боевых условиях Второй итало-эфиопской войны 1935 года. И хотя TL37 был создан с использованием принципиально иного подхода к полным приводу и управляемости, тем не менее, неудивительно, что новый «легкий» унаследовал от своего предшественника и некоторые внешние черты, как например большие колеса, которые ни с чем не перепутаешь.
Несмотря на смену модельного ряда, легкие артиллерийские тягачи Королевской армии Италии Fiat-SPA TL31 не ушли на покой. Так, их различные модификации на шасси P4/100 поставлялись в армии Болгарии и Венгрии, союзникам Гитлера во Второй мировой войне и участвовали в составе стран ОСИ в вероломном нападении на Советский Союз.
Прототип Fiat-SPA TL37, основное визуальное отличие от серийной версии — переднее лобовое стекло разделено на 4 части, отсутствует нижний защитный бампер спереди и запаска сзади
В 1937 году с конвейера завода S.P.A. в Турине сходит новинка — «лёгкий» тягач TL37 — «малыш» весом 3.5+ тонны. Его разработали инженеры Управления транспортных средств и специальной техники завода под началом Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti) (4 марта 1892 — 15 марта 1970), предопределившие главные конструктивные и стилистические принципы многих последующих военных автомобилей марки SPA, включая специальные версии для Африки. На базе тягача TL37 строились также грузовики SPA AS37 и броневики: TL37 da combattimento (с пушкой 75 мм), TL37 Protetto, TL37 Autoblindo, Autoprotetto S37 и SPA-Viberti AS43.
Бронеавтомобиль TL37 Autoblindo с башней неправильной 8-угольной формы, вид сверху
Точное количество Fiat-SPA TL37 неизвестно, материалы были утеряны в Тунисе. По имеющимся документам известно точное количество, произведенных машин с 1939-го года — 3623 шт. Сколько было произведено до этого времени — остается только гадать. На начало 1940 г. на службе находилось 1142 шт, из чего можно сделать вывод, что в недостающий отрезок времени произведено было порядка 500 шт. (источник: Filippo Cappellano, Claudio Pergher «I trattori Leggeri del Regio Esercito», стр.50)
Fiat-SPA TL37 серийная версия, колеса с пневматическими шинами.
Короткое шасси, высокий клиренс и полноуправляемость — всё для ведения войны в условиях горной местности Северной Италии и Южной Европы и песчаных дюн Северной Африки. А оказался, по большей части, на непроходимых просторах холодной России. И надо сказать, по проходимости проявил себя вполне достойно, умело преодолевая распутицу и бездорожье Восточного фронта.
Fiat-SPA TL37 на полу-пневматических колесах, СССР, 1942.
Он готовился не для дорог. Полноуправляемость (или возможность поворачивать не только передние, но и задние колеса) запредельно повышала маневренность автомобиля. Радиус разворота SPA TL37 составлял менее 4.5м.
По тяговитости он также не мог не оправдать ожидания. С пятью бойцами на борту с полным снаряжением вдовесок к водителю и 2-тонной пушкой позади SPA TL37 мог развивать скорость до 40 км/ч, преодолевая угол подъема более 40 градусов, чем способны похвастаться далеко не все современные внедорожники.
И что он только не буксировал за собой — пушки, прицепы, полевые кухни, вышедшие из строя автомобили и другую технику, цистерны для заправки топливом, радиостанции и даже самолеты.
Fiat-SPA TL37, причисленный к Corpo Aero Italiano королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica), буксирует самолет на военном аэродроме, Бельгия, 1940
Фактически автомобиль SPA TL37 представлял собой осовремененный, облегченный и более практичный вариант созданных чуть раньше утилитарных тягачей, от которых унаследовал общую конструкцию привода на каждое из всех 4-х колес.
В передней части его лонжеронной рамы располагался рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель SPA TL18 объемом 4 л.
5-ступенчатая коробка передач с межосевым самоблокирующимся дифференциалом благодаря короткой базе оказалась в центральной части шасси. К обеим сторонам ее картера крепились две двухступенчатые раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя карданными валами диагонального расположения передавался на конические редукторы каждого колеса.
Передние имели независимую подвеску на поперечной рессоре с гидроамортизаторами, задние устанавливались на продольных полуэллиптических, а механический привод тормозов снабжался усилителем. Машина получила открытый металлический 6-местный кузов с двумя рядами сидений и отсеками для амуниции и лебедку заднего расположения. Все ведущие и управляемые односкатные колеса были либо полу-пневматическими, либо снабжались пневматическими шинами низкого давления размером 9.00×24.
Fiat-SPA TL37 на полу-пневматических колесах проезжают по улице Карла Маркса (ныне Большая Перспективная) в оккупированном Кировограде (ныне г. Крапивницкий). Справа стоит немецкий регулировщик. Август 1941
Несмотря на сложность конструкции и огромный спектр возможностей, машина отличалась высокой надежностью. Примером служит и реализация системы охлаждения. Во избежание пробоев радиатор не только защищался металлическими поперечными трубками, но и что более важно, был разделен на 8 равных частей, каждую из которых, в случае неисправности, можно легко отключить, что позволяло охлаждать двигатель даже в условиях, когда радиатор сильно пострадал, например, после обстрела.
Во Вторую мировую войну помимо Королевской армии Италии SPA TL37 нес службу в союзнической Венгрии и, конечно же, главной соратнице по лагерю стран ОСИ Германии. В сентябре 1943 после свержения Муссолини Германия реквизировала 2477 экземпляров.
Fiat-SPA TL37 с пневматическими шинами буксирует противотанковую пушку Pak-40, на вооружении 12-й танковой дивизии SS «Гитлерюгенд», Бельгия, 1944
В 1941 году в разгар африканской кампании была создана специальная версия SPA TL37 Pontiere для транспортировки инженерных понтонных мостов и была заказана в количестве 484 шт. Оснащалась более мощной лебедкой грузоподъемность 3.5 т.
Для использования в Африке в том же 1941-м была выпущена еще одна специальная модель SPA TL37 Libia, которая отличалась от исходного тягача шинами Artiglio (9.75×24) или Libia, Sigillo Verde (11.25×24), лебедкой грузоподъемностью 2.5 т, масляными воздушными фильтрами на двигателе и коробке передач, глушителем выхлопа. На версиях TL37 Sahariano и TL37 Coloniale устанавливался дополнительный бак на 150 л, закрепленный на крышке багажника, и 2 небольших бака на 35 л с обеих сторон, что повышало дальность хода машины в 3 раза. Всего для Африки было произведено 1322 специализированных TL37.
Fiat-SPA TL37 Libia Умберто ди Савойя и генерала Роатта, Остия, весна 1941
Предположительно в 1944 на базе TL37 кузовным ателье Viberti был создан командирский вариант автомобиля, способный разгоняться до 60 км/ч, который так и остался прототипом.
Трофейное использование.
Часть автомобилей направляется в Африку в специально подготовленной версии. Там они становятся желанным трофеем, как для этих индийских солдат, воевавших на стороне Великобритании в Африке, декабрь 1941
Американские солдаты с неменьшей охотой принимают на службу свеже захваченные итальянские трофеи, Северная Африка, 1942
Большинство SPA TL37 оказываются на Восточном фронте в составе сначала CSIR (Экспедиционного корпуса Италии в России), позднее был расширен до ARMIR («Итальянской армии в России»), которая, в конечном итоге, была разгромлена под Сталинградом в ходе Среднедонской операции советского Юго-Западного фронта в декабре 1942 г., свидетелем чего стал и этот брошенный экземпляр с регистрационным номером «7292T».
Многие тягачи SPA TL37, как и должно было случиться, не выдержали массированного артобстрела Красной Армии, и их поверженные останки стали еще одним трофеем на пути к общей победе Советского народа над фашистко-немецкими захватчиками. Сталинград, 1942
Оставшиеся после войны внедорожники находились на вооружении в частях ВМФ Италии до 1948 г. и даже участвовали в интервенции в Сомали в 1950-х гг в составе батареи гаубиц 100/17. А на гражданской службе в разных уголках Италии — от снегоуборщиков в горах до буксировщиков на аэродромах — автомобили можно было встретить вплоть до середины 1970-х.
Технические характеристики. Экипаж 6 человек, двигатель 4053 см3 бензиновый, 4 цилиндра (в ряд), 52 л.с., максимальная скорость 38 км/ч, расход топлива 42л на 100 км, колесная формула 4×4х4 (полноприводный, полноуправляемый), габариты: 4130 х 1830 х 2180, вес 3560 кг, грузоподъемность 800 кг, грузоподъемность лебедки 2 т.
Наши дни.