-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Годы выпуска 1937-1943, произведено более 27,000 шт
Luxury, или класса «Люкс». Символ роскоши, высоких скоростей и спортивных побед, облаченный в военную форму, Horch не мог не возыметь успех! Позирующие немцы на его фоне, от мала до велика, ими усыпаны фото-архивы, среди них: Командующий 2й Танковой Группой в составе Армии «Центр» Генерал-полковник Гейнц Гудериан, Командующий войсками стран ОСИ в Северной Африке Генерал-Фельдмаршал Эрвин Роммель, Командующий Дивизий СС «Лейбштандарт» Оберстгруппенфюрер Йозеф «Зепп» Дитрих, Командующий 2-й Танковой Дивизией СС «Дас Райх» Оберстгруппенфюрер Пауль Хауссер.
Производство Horch 901 началось на заводе «Хорьх» (Horch) концерна «Ауто Юнион» (Auto Union) в немецком городе Цвиккау. Основные агрегаты были разделены вместе с седаном представительского класса Horch 930V 1937-40 г.в., включая «жемчужину» в «короне» компании — прокачанный двигатель V8 третьего поколения внушительного объема 3.5 л и мощностью 82 л.с.
Главное отличие — крутящий момент передавался на все четыре колеса, превращая легковой автомобиль в мощный внедорожник. Он оказался по душе и армии, и флоту. Офицеры Kriegsmarine тестируют Horch 901 на внедорожные качества, с которыми тот справляется, как никто другой. Можно только представить восторженную реакцию военных во время зарождения полного привода. Германия в лице таких марок, как: Stoewer, Tempo и Horch — оказалась первой в мировой истории внедорожников с колесной формулой 4х4.
Базовым техническим решениям для полноприводного автомобиля таким, как: блокировка дифференциала, независимая подвеска – сопутствовали оригинальные разработки компании Tempo, как опорные колеса: закреплённая по бокам корпуса, запаска свободно вращалась, позволяя преодолевать особо сложные участки без контакта рамы с землёй.
Несмотря на то, что, казалось бы, сам фюрер перемещался на автомобилях марки Benz, включая 3-осный G4, тем не менее, его тяга к автомобилям марки Хорьх никогда не угасала. Так, по заказу рейхсканцлера в феврале 1941, кузовное ателье «Эрдманн и Росси» (Erdmann & Rossi) именно на полноприводном шасси Horch 901 рождает парадный 6-местный автомобиль с пуленепробиваемым ветровым стеклом и откидывающимся передним сиденьем пассажира, позволяя ему стоять во время движения. Специальная версия 901-го с обшивкой салона синего цвета была создана в единственном экземпляре и предназначалась для первого лица Германии. Адольф Гитлер пользовался этой машиной, появившись на публике в Вене.
Автомобильный концерн Horch не просто создавал роскошные автомобили своей эпохи, но и стоял у истоков появления полноприводного пассажирского автомобиля в армии Германии. Выиграв конкурс еще во времена Рейхсвера в 1925 г., его инженеры-конструкторы создали первый военный внедорожник в истории страны, революционный для тех лет. За 3 года (1926-28 гг) 3-осный пассажирский вездеход Horch 8 Typ 40 был произведен в количестве 60 экземпляров.
Своим появлением Horch 901 обязан победе своей компании в конкурсе Управления вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt, HWA) в главной категории легковых внедорожников, на которую делалась ставка генералов Вермахта — «Средний стандартный пассажирский автомобиль» (Mittlerer Einheits-PKW, сокр. m. gl. Pkw), о чем долго сокрушалось руководство его основного конкурента Mercedes-Benz, проигравшего схватку, несмотря на лоббистские возможности и тесные связи с нацисткой партией. Якоб Верлин (Jakob Werlin) (1886-1965), глава дочерней компании Daimler-Benz в Мюнхене, был лично знаком с Гитлером еще с 1923 г., продав Адольфу первый Mercedes-Benz, не просто рядовой член NSDAP, а с титулом «почетный лидер СС», доверенное лицо фюрера, но так и не смог «побить» Хорьха.
В целях минимизации рисков утери производственных мощностей, например, в результате авиа налета, а с учетом милитаристких амбиций нацисткой Германии, даже просто для ускоренния производства внедорожников госзаказ был распределен между 3-мя заводами — Horch в г. Цвиккау, Wanderer в г. Зигмар и Opel в г. Рюссельхайм (с 1940 г.). Примечательно, что все 901-е, независимо от производителя, все равно назывались исключительно «Хорьх», именем самой роскошной автомобильной марки в Германии.
Вариация Horch 901 с опорными колесами выпускалась в ранний период жизни автомобиля с 1937 по 1940 в количестве около 12 тыс экз. Именно на таких машинах командиры Третьего Рейха двигались на Москву, где силами Красной Армии был разрушен миф о непобедимости Германии.
Затем кузов был упрощен, расширен, опорные колеса канули в лету, появился Тип 40, последний из которых сошел с конвейера в 1943 году.
Трофейное использование.
Красноармейцы рассматривают остатки разбитого Хорьха ранней модификации.
Сменив ГАЗ 61-40 в конце 1941 года, вплоть до 1943 Маршал Советского Союза Г.К. Жуков перемещался между фронтами на модификации Horch 901, захваченного у Посольства Германии в Москве, и по воспоминаниям его водителя Александра Бучина, был лучшим автомобилем Маршала в годы войны.
Второе дыхание «средний стандартный» получал и у генералитета союзников. Так, Уинстон Черчилль и Бернард Монтгомери на легковом английском автомобиле Humber и трофейном Horch 901 Kfz.15 открывают Парад Победы в Тунисе 22 мая 1943. В Параде приняло участие 26,000 военнослужащих нескольких стран (США, Великобритании и Франции)
Специальный корреспондент газеты «Красная звезда» интендант 1-го ранга писатель Михаил Розенфельд и батальонный комиссар писатель редакции газеты Юго-Западного фронта «Боевая Красноармейская» поэт Джек Алтаузен в трофейном Horch 901. Погибли 27 мая 1942 года в районе села Надеждовка Лозовского района Харьковской области во время Изюм-Барвенковской наступательной операции.
Фото: Семен Фридлянд, март-май 1942
Horch 901 Kfz.15 на службе Красной Армии в битве за Ленинград (ныне С.-Петербург), 1942 г.
Трофейный внедорожник Horch 901 оказался и штабной машиной 96-й танковой бригады Красной армии, боевой путь которой простирался от Дона до Дуная и которой пришлось успешно выдержать главный удар 2-го танкового корпуса СС, танковой дивизии СС «Мертвая голова» и 19-й танковой дивизии 3-го танкового корпуса на Курской дуге в июле 1943 г.
Рядовые красноармейцы на «среднем стандартном внедорожнике» Horch 901 в освобожденной Австрии, 1945 г.
Военный шофёр за рулем трофейного Horch 901, г. Грац, Австрия, май 1945г.
Технические характеристики. Экипаж 5 человек, двигатель V8 объемом 3,517 см3 и мощностью 82 л.с. / в поздней версии Тип 40 3,823 см3 и 92 л.с., карбюраторный жидкостного охлаждения, максимальная скорость 80 км/ч (90 км/ч в поздней версии Тип 40), 3600 об/мин, колесная формула 4х4, клиренс 24 см, габариты: 4740 х 1850 х 2050, вес 2500 кг, грузоподъемность 600 кг.
Наши дни: