-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Годы выпуска 1934-37, выпущено 4,536 шт
Элитарный автомобиль в военной форме. Первый кубельваген одной из самых роскошных марок в мире. Постоянный участник парадов. Армейская легенда в исполнении мирового автопроизводителя, эталона стиля и тайных желаний, обслуживающего высший свет общества, богатейших людей мира с начала прошлого столетия и достигшего апогея в золотой век автомобилестроения, 30-е годы, самое драгоценное «кольцо» концерна Auto Union – его величество Horch.
С 1932 года капот каждого автомобиля этой марки украшают 3 элемента:
Военная версия «R» унаследовала переднюю часть гражданского Horch 830 практически без изменений, что обогащало и без того люксовый военный автомобиль, возводя его в ранг фельдмаршала военных машин.
Мировая премьера премиального Horch 830 с первым в истории марки двигателем V8 cостоялась в 1933 году на международном автосалоне IAMA в Берлине, и не осталась не замеченной представителями военной элиты.
Horch 830 Sport-Cabriolet von Gläser 1933 г.в.
И «не отходя от кассы», без какого-либо промедления они делают военный заказ на разработку прототипа Horch 830 Reichswehr Kubelwagen – гражданского аристократа в военной форме с упрощенным «ковшеобразным» кузовом. Такому причудливому названию эти кузова обязаны форме сидений, напоминавшие «ковш», или как бы мы сказали сегодня, имели боковую поддержку, как у гоночных болидов того времени.
В прототипе армейского Хорьха легко угадываются черты престижного кузовного ателье Gläser, что не могло не сказаться на его судьбе. Прототип был незамедлительно одобрен. И с 1934 года впервые в истории марки легковой военный Horch отправился в серию. Согласно принятой на тот момент классификации, новому армейскому автомобилю, пожалуй, самому желанному, определили роль «среднего пассажирского» (нем. Mittlerer PKW).
Строго говоря, первым армейским автомобилем был 3-осный пассажирский вездеход Horch 8 Typ 40 с колесной формулой 4х6, 1926-28 г.в., выпущено ок. 60 шт. Это и первый внедорожник Германии, и первый военный пассажирский автомобиль, и первый военный Horch. Однако 4-колесным военным автомобилем, по-настоящему легковым, впервые в истории марки стал именно Horch 830R Kubelwagen.
Рядом с купечески-шикарным Maybach и по-деловому сдержанным Mercedes-Benz автомобили саксонской марки выглядели истинными аристократами. Horch — это совершенство линий и пропорций. Символ стиля и высоких скоростей. Машина компоновалась, как бы мы выразились сегодня, «по полному фаршу»: коробка передач ZF с синхронизаторами (в ранних версиях со 2-й по 4-ю передачу), передняя ось на полусферических пружинах, независимые передняя и задняя 2-рычажные подвески, поперечная листовая рессора для еще более плавного хода, гидравлические тормоза, механизм центральной смазки.
Horch 830BL 1935-40 г.в.
Литера «R», не скрывая, указывала на заказчика командирского автомобиля – Рейхсвер. Внешнее сходство с гражданским исходником, от которого первый кубельваген Хорьха унаследовал все агрегаты, было очевидным, и все же отличия были на лицо. Вернее, за исключением «лица», или передней части автомобиля, которая практически была идентична у обеих версий, кузов военной машины получился весьма аскетичным.
Но от этого он не лишился эстетики, а скорее, даже приобрел ее, получив вместо аристократичной чопорности, брутальный вид и задиристый нрав. Несмотря на отсутствие полного привода, со стороны он напоминал спортивный вездеход. Ковшеобразные сиденья, как у гоночных автомобилей, устанавливались непосредственно на плоский металлический пол. Двери отсутствовали, их функцию условно выполняли тканевые «накидки», закрепленные по бокам сидений. Тент крепился прямо к задней спинке. Вместо длинных подножек по длине всего кузова гражданской версии для спуска и подъема пассажирам кубельвагена оставили небольшие квадратные металлические подножки у каждого проёма, аккуратно сочлененные с передним и задним крылом по обе стороны автомобиля.
Но даже в отношении «передка» отличия имелись и достаточно заметные. На ранние версии военного Хорьха по бокам лобового стекла ставились небольшие окна для дополнительной защиты от ветра. Актуально для машины, способной «пошалить» и разогнаться до 110 км/ч. К ним же крепились поворотники, так называемые «винкера», позднее, из практических соображений, их переместят чуть ниже — на достаточно большом расстоянии от капота по сравнению с утонченной гражданской версией.
Место большого гнутого хромированного бампера занял укороченный из прямой стали, достаточно крепкой, чтобы, в случае необходимости, дать возможность машине протаранить небольшое препятствие, не повредив радиатор. Ну и, конечно, никакого хрома и блеска, машина полностью выкрашивалась в матовый зеленый цвет Рейхсвера, позднее сменивший на темно-серый Вермахта.
Для военной версии расширили колею и увеличили дорожный просвет. «Прокачали» колеса, поставив на брутального «задиру» 20-дюймовые диски вместо 18-ти в гражданском исполнении и облачив их в ярко выраженные «зубастые» покрышки для улучшения сцепления колес с покрытием вне дорог.
Дополнительно на автомобиле устанавливались крепления для стрелкового оружия, шанцевый инструмент, специальное навесное оснащение, отсеки для амуниции. Для удобства задних пассажиров производитель заботливо смастерил подставки для ног.
Штучные, наиболее ценные экземпляры, были изготовлены в 1934 г. элитарным кузовным ателье Gläser и предназначались для высшего комсостава Вермахта. По легенде, такими автомобилями Гитлер одаривал любимчиков. Сколько их было? Десятки, сотни, доподлинно неизвестно.
Но как оказалось, со своим аккуратизмом и помешательством на порядке немцы, похоже, изрядно перестарались в «аскетизме» командирского Хорьха. Так, в машине отсутствовало место для багажа, весьма чувствительный недостаток в военном походе. Кроме того, напрочь отсутствовала возможность укрыться от суровой непогоды, разве что от легкого летнего дождя.
Такими были ранние версии первого штабного Хорьха — Kfz.11 и Kfz.12 (с буксировочным крюком), хорошо подходившие для парада, но не для длительного путешествия на Восток.
Уже в 1935 году, в угоду требованиям предстоящей войны и жертвуя дизайном, в машине появляется просторный багажник. Обновленному кубельвагену присваивают индекс Kfz.15.
Именная эта вариация с вместительным багажником стала самой массовой в линейке Horch 830R.
На базе Kfz.15 комплектовались не только разведывательно-штабные автомобили, но и машины связи.
С 1936 года кубельваген оснащают легко съемными металлическими дверьми с такими же «мобильными» окнами, как у Adler 3Gd 1936-40 г.в. На фото поздняя версия Horch 830R Kfz.15 с металлическими дверьми, окна демонтированы и сложены в багажник, Белград, Югославия, 1941
Благодаря мощному мотору, машину ничто не могло удержать от совершения настоящих подвигов в поднятии тяжестей. В связи с чем, несколько сотен автомобилей сошли с завода в виде полноценной радио-машины Kfz.17 с закрытым кузовом из дерева, достаточно увесистым. В полном снаряжении с учетом максимальной грузоподъемности такие машины весили добрые 2.7 т, на полтонны превышая максимально допустимую нагрузку открытых вариантов. Судя по фото- и кинохроникам, такой перевес им никак не мешал выполнять роль передвижной радиостанции. Кузов для таких Хорьхов также был разработан знаменитым ателье Gläser и стал эталоном всех машин связи Вермахта в дальнейшем.
Машина оказалась настолько удачной, что целая группа специалистов из управления сухопутных сил Вермахта надолго поселилась на заводе Auto-Union A-G, Werk Horch в г. Цвиккау, где позднее были разработаны новейшие военные вездеходы «средние стандартные», «тяжелые стандартные» и даже броневики. Шла полным ходом программа переоснащения военного автопарка Германии с заменой целого сонма разномастных кубельвагенов десятков автопроизводителей стандартизированными пассажирскими автомобилями (нем. Einheits-PKW). Из трех категорий — «легкие», «средние» и «тяжелые» — Horch с фурором забрал последние две, оставив конкурентов далеко позади. Очевидно, зарекомендовавшие себя военные машины 830R престижной марки сыграли не последнюю роль в выборе победителя.
Благодаря мощному мотору V8 машина оказалась настолько тяговитой, что ее открытые вариации способны были тянуть почти тонну. Да, по паспорту Kfz.11, 12 и 15 можно было нагружать лишь до 380 кг, однако, с учетом веса и грузоподъемности Kfz.17, путем нехитрых вычислений, получается не меньше 880 кг. Солдаты и командиры Вермахта этим пользовались без зазрения совести, набивая буквально до отказа вещами и амуницией крепкий и надежный кубельваген.
Horch 830R выдержал испытания вне дорог, о чем свидетельствуют кадры с тест-драйва по лесным тропам.
Прекрасно справлялся и с водными препятствиями, преодолевая небольшие броды.
И оказался весьма выносливым в зимних условиях, на снегу. Двигатель никогда не подводил, даже в лютый мороз. Что же было в нем такого необычного?
Гражданская новинка Horch 830 1933 года, пришедшая на смену устаревшего модельного ряда Horch 8, стала вторым автомобилем в истории Германии с двигателем V8. Буквально на 2 года ее опередил NAG V8 Typ 218, автомобильного подразделения AEG, потерпевшего фиаско в разгар Великой депрессии и вошедшего в состав новообразованной компании Büssing-NAG, которая всецело ориентировалась на производство коммерческого транспорта – грузовиков и автобусов, в чем, впрочем, и весьма преуспела.
Компания Horch всегда славилась мощными спортивными моторами. И в истории компании V-обр. двигатели случались и раньше. Дело в том, что в основе V8 – двигатель V12 более ранней модели Horch 12 Typ 600/670 1931-34 г.в., который переработал главный конструктор компании Фриц Фидлер (1899-1972). Летом 1932 года, правда, он покинул компанию, не устояв перед предложением BMW, делающей тогда первые шаги в автоделе на заводе в г. Эйзенах, но уже нацеленной на конкуренцию с грандами индустрии. Там он напишет страницу 6-цил. двигателя баварской марки. Но это уже другая история.
Новый нижнеклапанный двигатель Horch с коленвалом и тройными подшипниками оказался дешевле в производстве и, разумеется, существенно короче по сравнению с рядной верхневальной восьмеркой. Как и в V12, в новом V8 блоки цилиндров были расположены под углом 66 градусов с коленвалом между ними, приводящимся в движение цепью тройных шарикоподшипников. За короткие 5 лет V8 Хорьха претерпел 5 эволюционных преобразований:
Новинка V-обр. формы заполняет подкапотное пространство не только люксовых лимузинов и кабриолетов престижной марки, но и армейского Horch 830R, в частности, первые два поколения двигателя (62 и 70 л.с.).
Несмотря на неудобства, аскетизм и отсутствие полного привода у Horch 830R Kubelwagen, машина оказалась настолько желанной, что даже несмотря на появившуюся в 1937 полноприводную замену в виде «среднего стандартного» Horch 901, первый кубельваген премиальной марки, всеми своими формами свидетельствующий о благородном происхождении, продолжал обслуживать комсостав Вермахта, в том числе, и во время Восточной кампании, нацеленной против Советского Союза.
Командующий дивизией Вермахта на командирском автомобиле Horch 830R проезжает мимо припарковавшихся на обочине «средних стандартных» Horch 901
Командующий 49-й горной дивизией Вермахта генерал Рудольф Конрад (1891-1964) на командирском автомобиле Horch 830R, Украина, 4 сентября 1943
Генерал Георг Линдерман (1884-1963), командующий 50-м корпусом (нем. L. Armeekorps) группы армий «Север», на штабном автомобиле Horch 830R Kfz.15. При вторжении в Советский Союз в июне 1941 года вел бои в Прибалтике, затем под Ленинградом. В августе ненадолго переброшен под Смоленск в подчинение группы Армии Центр. В 1942 был повышен в звании до генерала-полковника (нем. Generaloberst), получив в командование 18 армию, которая активно участвовала в кампаниях под Ленинградом в составе группы армий «Север» вплоть до своего отступления и поражения в 1944 году, в результате Кингисеппско-Гдовской операции Красной армии. 1 февраля 1945 Георг Линдерман был назначен командующим всех немецких войск в Дании. 5 мая 1945 группировка безоговорочно капитулировала.
Впервые красноармейцам удалось засвидетельствовать немецкий кубельваген еще в Польше, во второй половине сентября 1939. Гражданская «Эмка» ГАЗ М1 1936-42 г.в. в роли штабного автомобиля советского командования и разведывательно-связной Horch 830R немецких офицеров. Встреча советских и германских войск в польском городе Стрый (ныне Львовская область Украины).
Сдерживание агрессора было недолгим, уже 22 июня 1941 года без объявления войны, немецко-фашистские захватчики пересекли границу Советского Союза со всей своей хваленной техникой: танками, самолетами и респектабельными Horch 830R.
В условиях распутицы и отсутствия дорог, когда тонули полноприводные вездеходы со сложной независимой подвеской и блокировкой дифференциала, заднеприводным кубельвагенам 830R даже с легка «подмарафеченным» шасси легкового автомобиля делать тут определенно было нечего.
Здесь они и остались. Навсегда. Упавший в кювет автомобиль Horch 830R, выбраться своими силами уже никак не мог, 16 марта 1943
Высокая скорость на скользкой дороге не лучший друг, особенно когда на повороте фешенебельный Horch 830R поджидает русская береза.
Несмотря на престиж марки и мощь мотора, элитарный военный автомобиль, оказавшийся на службе Третьего Рейха, никак не мог спасти экипаж ни от обстрела, ни авианалета. Несчастную судьбу на Восточном фронте разделил и этот Horch 830R, на фоне которого позирует вражеский солдат, июнь 1942
Трофейное использование
Плененный фельдмаршал Фридрих Паулюс (1890-1957), командующий 6-й Армией, один из авторов плана Барбаросса, на фоне трофейного Horch 830R Kubelwagen после победы Красной Армии в Сталинградской битве, 31 января 1943.
Завод Auto-Union A-G, Werk Horch в г. Цвиккау сильно пострадал от авианалетов союзников, невосполнимой утратой стал сгоревший архив компании.
Советские офицеры у трофейного немецкого гражданского автомобиля Horch 830 Bl Sedan-Cabriolet 1939. Слева стоит старший лейтенант административной службы Борис Стефанович Тихонов (23.07.1901 — 14.05.1976, службу проходил в подразделениях обеспечения 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта).
По сей день история Хорьха восстанавливается по крупицам. Каждый довоенный Horch сегодня – настоящая реликвия. Военный Horch бесценен.
Кубельваген Wanderer W11 на фоне панорамы разрушенного завода Auto-Union A-G, Werk Horch в г. Цвиккау после авианалета в 1944 году. Музей Августа Хорьха в г.Циккау
После войны Саксония оказывается в зоне советской оккупации и в 1946 году завод передается во временной руководство советской администрации в лице военного коменданта майора Александра Саферьянца. По его приказу, из сохранившихся деталей было собрано 7 экземпляров довоенного Horch 930S. Впервые он «засветился» в 1939 году на международном автосалоне в Берлине и сразу же сорвал овации. Последним Хорьхом оказался премиальный автомобиль новой эры автомобилестроения с модным аэродинамическим кузовом, который так и не попал в серию. Увы, война. И если бы не наш майор, мы бы так и не увидели этот автомобиль.
После войны завод не только перестанет носить имя основателя, но и перейдет на производство автомобилей несколько иного класса. Сначала его переименовали в VEB Horch Zwickau, в 1958 году уже под началом ГДР – в VEB Sachsenring Automobilwerke. Здесь собирали разработанные ещё до войны грузовики IFA H3 и тракторы RS01 «Pioneer», и только в 1955 году снова запустили производство легковых автомобилей, первым из которых стал AWZ P70 (позже Sachsenring P70), далее автомобиль бизнес-класса Horch P240 (он же Sachsenring P240), и под занавес, народный автомобиль Восточной Германии Trabant 1957-91 г.в., выпущено 3.7 млн шт.
Армейский Horch возродится после войны, правда, ненадолго и не в том виде. Первой пробой пера послевоенного завода станет Horch H1 1951 г.в, выпущено 31 шт. На основании имеющейся технической документации, инженеры сделают модификацию «среднего стандартного» вездехода Horch 901 1937-43 г.в., но даже в таком виде черты последнего угадываются легко.
К сожалению, автомобиль вышел весьма дорогим и не снискал популярности у народного правительства Восточной Германии в отличие от более дешевого Horch P2M 1952-58 г.в., 2061 шт, угловато-квадратного внедорожника, сменившего его годом позже, как и последующей модели Sachsenring P3 1962-66 г.в, ок. 3000 шт. Конечно, с 6-цил. 2.4-литр. двигателем и своебразными формами кузова, они имели мало общего с довоенным Horch, который всегда славился мощным V8 и аристократичной внешностью даже военного автомобиля. Впрочем, командирские заксенринги не получили дальнейшего развития — завод свернул их производство, переориентировавшись на народный автопром. После 1967 года вооруженные силы и полиция ГДР снабжались исключительно советскими внедорожниками — ГАЗ 69 и УАЗ 469.
В настоящее время музей Августа Хорьха в г. Цвиккау располагает самой полной коллекцией автомобилей Horch, которые, как показала история, действительно, «вращали землю».
Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель бензиновый 8 цилиндров, 3,304 (налог. 2,984) см3 62 л.с. ранние машины 1934 г.в. в кол-ве 564 шт / 3,250 см3 (налог. 3,227 см3) 70 л.с. 1935-37 г.в. 3,972 шт, 3200 об/мин, максимальная скорость 110 км/ч, потребление топлива 17 л на 100 км, колесная формула 4х2 задний привод, тормоза гидравлические, коробка передач ZF с синхронизатором, угол разворота 6.7 м, габариты 4750 х 1780 х 1850, вес 1820 кг и грузоподъемность 380 кг / Kfz.17 2350 кг и 350 кг.
Наши дни
Несмотря на всю благоговейность перед этим автомобилем и трепетную заботу о нем в прошлом, сегодня Horch 830R Kubelwagen – безумная редкость. В ходе Восточной кампании гитлеровской Германии практически все они были уничтожены, за редким исключением, остались в разбитых останках на территории Советского Союза. На сегодня в мире сохранилось всего 3 отреставрированных экземпляра. Два находятся в России, в том числе Kfz.12 1935 г.в. проекта «Трофейные машины» trofmash.ru