Horch 108

Годы выпуска: 1937-1942, произведено 8,135 шт

Horch 108

«Тяжелый стандартный внедорожник». Его ни с кем не спутаешь. Большой и мощный. Широкая передняя решетка радиатора, будто склеенная из двух машин, с защитным бампером наперерез, готовым пробить любое препятствие на своем пути, только усиливала этот эффект и делала его узнаваемым даже издалека. Несмотря на визуальную грузность, он оставался скоростным автомобилем породистой марки — V-образная восьмерка представительного лимузина Horch 830 делала свое дело и разгоняла тяжеловеса до 84 км/ч на шоссе и 32 км/ч на местности.

Учитывая возможный конфликт интересов автопромышленников, Управление вооружений Сухопутных сил Вермахта взялось за стандартизацию легкового автопарка для нужд Армии еще в середине 1930-х. Так появилось 3 группы армейских внедорожников: «легкий» (яркий представитель Stoewer R180, 200, Hanomag 20B, BMW 325), «средний» (Horch 901 и Opel mPI), венцом стал «тяжелый» (сокращенно s. gl. Еinhеits-Рkw, или полное наименование Schwerer Einheits Gelandegangiger Personenkraftwagen — «Тяжелый стандартный внедорожный пассажирский автомобиль») в лице Horch 108 и Ford EG.

Заднемоторное шасси Horch-801 для бронеавтомобиля, представленное компанией Horch в 1935 году, легло в основу «тяжелого стандартного внедорожника», цифры в наименовании которого в силу переднемоторной компоновки зеркально поменяли. В 1937 году первый Horch 108 сходит с конвеера завода в Цвикау. Автомобиль пережил три модификации:

  • Horch 108 a и Horch 108 b (собирались в 1937-1938 гг., двигатель 3.5л 80 л.с., вариация b — без полной управляемости)
  • Horch 108 1a и 1b (1939-1940 гг, модернизировали двигатель с 3.5л до 3.8л и повысили мощность на 10 л.с., поставили прогрессивные гидравилические тормоза на смену механическим, вариант 1b — без полной управляемости)
  • Horch 108 Typ 40 (1940-1942 гг., в целях удешевления конструкции лишился и полной управляемости, и боковых «запасок» снаружи кузова)

Horch 108

Достойных аналогов в других армиях мира не было даже на бумаге. Ранний Horch 108 1а был набит по «полному фаршу» всеми изысками немецких вездеходов своего времени: полная управляемость обоих мостов для повышения маневренности (радиус поворота снижался с 15м до 10м), «запаски» конструктивно размещались по бокам с внешней стороны кузова и служили в качестве опорных колес для преодоления препятствий, независимая подвеска, пониженная передача для движения по неровностям, прогрессивные гидравлические тормоза.

И при всем этом большая вместимость (до 10 человек) и беспримерная тяговитость. Тяжелый Horch был способен тащить за собой груз весом более 1 тонны. На такое не были готовы даже некоторые грузовики, включая брутального американца Доджа «Три четверти», что уж говорить про легковушки, пусть и с полным приводом.

Вездеход Horch 108 оказался многоцелевым. Он не только перевозил армейские подразделения и артиллерию, но и служил в качестве санитарного автомобиля и роскошного транспорта для немецкого командования и элитных подразделений СС.


Трофейное использование
. Документального подтверждения использования «тяжелого стандартного» в войсках РККА на текущий момент не имеется. Потенциально большая часть этих прогрессивных вездеходов могла осесть в наших руках при наступлении на Москву. Учитывая, что производство машин завершилось в середине 1942 года, в поздние годы войны Красная Армия такие трофеи уже не могла получить, а те, что были, к моменту активного контрнаступления должны были прийти в негодность (автомобиль нуждался в капремонте через 10,000 км, а при отсутствии надлежащего техобслуживался намного раньше).

Horch 108

Технические характеристики. Экипаж 10 человек, двигатель 3823 см3 (3517 см3 у ранних а и b) бензиновый, 8 цилиндров, 90 л.с. (80 л.с. у ранних а и b), максимальная скорость 84 км/ч, потребление топлива 32л на 100 км по шоссе (42л на местности), колесная формула 4х4, полноуправлямый (версия а и 1а), габариты 4850 x 2000 x 2040, вес 3950кг

Наши дни:

  • Имеется несколько (не более 5) отреставрированных подлинных Horch 108 различных модификаций, изготовлены также реплики.
  • На территории России и Западной части бывшего Советского Союза найдены остатки погибших машин. В настоящее время нет ни одного восстановленного  «тяжелого стандартного» на территории России.