ГАЗ-64

Годы выпуска 1941-1943, произведено 672 шт

ГАЗ-64

По прозвищу «Козлик» ГАЗ 64 открывает историю советских внедорожников с упрощенным кузовом. Своему прозвищу он был обязан особенностям неустойчивой конструкции. Машина буквально прыгала на дороге, когда под колеса попадал камень.

Полноприводный автомобиль с упрощенным кузовом предназначался для среднего командного состава РККА в качестве командирского автомобиля поля боя и лёгкого артиллерийского тягача, фактически использовался и как транспортное средство пехоты, способное при кратковременной перегрузке перевезти до отделения бойцов. Советско-финская война 1939 – 1940 гг., проходившая в тяжелых условиях бездорожья выявила потребность в легком, предельно простом и дешевом легковом автомобиле повышенной проходимости.

Позже на его базе были созданы бронеавтомобиль БА-64 и модернизированный ГАЗ 67Б. А его прозвище, пройдя через войну, стало именем нарицательным для всех последующих внедорожников, выпускаемых в СССР.

Виталий Грачев

Разработка ГАЗ 64 велась под руководством ведущего конструктора Виталия Грачёва — в рекордно короткие сроки. Получив задание 3 февраля 1941 года, через 51 день 25 марта того же года машину выпускают с завода! Срочность работ определялась тревожной международной обстановкой, да и события на Халхин-Голе показали необходимость более полной моторизации РККА. Реакция «заказчика» генерал-майора И.П.Тягунова, как и всех последующих принимающих, была крайне положительной. ГАЗ-64 шасси

При внешней схожести с американскими Bantam BRС40 и Ford Pygmy советский внедорожник ГАЗ 64 не имел с ними ничего общего:

  • все узлы и агрегаты для полного привода были с некоторыми модификациями унаследованы от полноприводной «Эмки» ГАЗ 61 образца 1938 года
  • двигатель от ГАЗ ММ (полуторки) образца того же 1938 года

За автомобили ГАЗ 61, ГАЗ 64 и бронеавтомобиль БА 64 их главный конструктор Виталий Грачев получил Сталинскую премию.

Несмотря на малочисленность, автомобиль активно использовался как высшим командованием, так и средним комсоставом Красной Армии.

Командир 52-й Краснознаменной танковой бригады майор Владимир Филиппов и его зам. по политической части ст. батальонный комиссар Гриценко у штабной машины ГАЗ-64. Северная группа войск Закавказского фронта, сентябрь 1942.

Красноармеец рядом со своим железным товарищем ГАЗ 64 1941 г.в. Примечательно, что к радиатору автомобиля закреплен самодельный флагшток с красным знаменем, развевающимся над капотом.

Командарм 30 армии РККА генерал-лейтенант Дмитрий Лелюшенко, не выходя из штабного ГАЗ 64 1941 г.в., вручает гвардейское знамя 2 отд. гв. (бывшему 46-му) мотоциклетному полку. Крайний слева — командир полка Федор Полевой (погибнет комдивом в янв 1945), за ним начштаба капитан Михаил Полуботко (в сен 1945 замкомбрига в Монголии) и комиссар полка Михаил Корнеев. Кстати, вместе с сиротливой медалью «За боевые заслуги» на груди Корнеева должны быть орден Ленина (фронтовой приказ от фев 1942) и медаль «За отвагу» (приказ мар 1942), но приказ о награждении орденом ушел на утверждение Указом ПВС только 20 апреля, а мартовская медаль аж в сен 1942. Крайний справа — ВРИО начальника АБТВ 30 армии полковник-танкист Дмитрий Погодин, получивший звание за Испанию (погибнет в дожности зам. комкора 1 мехкорпуса в 1943). Поздняя весна 1942

Признание врагом. Будучи лидерами в автомобилестроении тех лет, немцы были крайне избирательны в использовании колесной трофейной техники, так например, отказывались брать на вооружение многие британские машины и в то же время не гнушались ГАЗ 64 — советский внедорожник в лице нашего «Козлика» был в почете у врага.

ГАЗ-64

Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 3285 см3 , бензиновый, 4 цилиндра, 50 л.с., максимальная скорость 60 км/ч, потребление топлива 14л на 100 км, колесная формула 4х4, габариты 3660 х 1530 х 1900, вес 1200кг

Наши дни:

Большинство автомобилей погибло в первые годы войны, остальные погибли в ходе утилизации в связи с появлением в 1943 году свежей модели ГАЗ 67 – до наших дней дошли единицы, исключительно реставрированные из рамы и элементов кузова, найденных поисковиками

Некоторые сегодня делают реплики на базе ГАЗ 67, но их легко отличить по ряду признаков (например, штампованная решетка радиатора)

Оригинальный ГАЗ 64 большая редкость сегодня, сохранилось всего 2 автомобиля.

Описание ГАЗ-64 в коллекции:

  • оригинальный (один из двух реставрированных экземпляров)
  • найден на Курильских островах
  • отреставрирован (100% готовность)
  • состояние отличное
  • участник парада на Красной площади 7 ноября в 2012 и 2013 годах

-> книга «Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне». Иллюстрированный каталог транспортной техники СССР и Союзников на службе РККА в 1941-45 гг под редакцией Д. Дашко. Автомобильный архивный фонд.