ГАЗ-61-416

Год выпуска 1941, произведено 36 шт

Советский легкий артиллерийский тягач на базе нашего первого внедорожника ГАЗ-61 с упрощённым открытым кузовом — 2-дверный пикап. Первый образец собран в самом начале Великой Отечественной войны 25 июня 1941, в серии — с 13 октября 1941. Вместе с 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2 с завода шел прямо на фронт, на оборону Москвы. Это был быстроходный и маневренный истребитель танков с хорошей проходимостью и тяговым усилием, столь нужный Красной Армии, но оказался невероятно редким даже в сравнении, и без того, немногочисленным командирским вариантом.

Виталий Андреевич Грачев (1903-1978), советский конструктор на ГАЗ им. Молотова, вдохновляясь мировыми идеями развития автомобилей повышенной проходимости, в 1938 г. предлагает Наркому Обороны К.Е. Ворошилову создать полноприводный автомобиль на базе ГАЗ М1 и в июле получает задание на его разработку. Первый советский внедорожник получает обозначение ГАЗ-61.  

Автомобиль создавался на базе усиленного варианта шасси обновленного ГАЗ-М-11. Передний карданный вал унифицировали с ЗиС-101, промежуточный вал – с ГАЗ-АА. Тормоза были взяты у ГАЗ М-11. Переделали разве что привод на передние колеса и подняли клиренс. Максимальная унификация с другими серийными автомобилями позволяла существенно сократить подготовку к выпуску ГАЗ-61, а также облегчала снабжение машины запчастями, критичный фактор в условиях ведения войны, для чего, впрочем, и создавался первый советский внедорожник.

В ходе испытаний в паре с Ford-Marmon-Herrington LD2-4, американским аналогом и идейным вдохновителем полноприводной «Эмки», ГАЗ-61 превосходил его практически по всем параметрам.

Полноприводный Ford-Marmon-Herrington LD2-4 на базе седана Ford V8 Series 78 Deluxe 1937 г.в. — идейный вдохновитель советского внедорожников для маршалов и генералов, на испытаниях в СССР.

Угол подъема американца составлял 25 градусов, в то время как наш внедорожник способен был преодолеть склоны в 38 градусов. Согласно нормативам, максимальный угол подъема фаэтона ГАЗ-61-40 был еще выше – 45 градусов.

Опытный образец ГАЗ-61-40 с легкостью преодолевает резкие подъемы

Благодаря «длинным» передачам ГАЗ уверенно ехал и по песку, тогда как внедорожный Ford застревал.

Советская машина имела преимущество и при пересечении брода — до 800 мм vs. 600 мм у Форда.

При преодолении канав у ГАЗ-61 оси не вывешивались — прекрасный результат для внедорожника.

Он буквально перепрыгивал через бревна 370 мм, что Форду из-за низкого клиренса и не снилось.

Запрыгивал на сцену, преодолевая вертикальную стену высотой 390 мм, не говоря уже о ступеньках.

19 декабря 1939 г. было подписано постановление Комитета Обороны при СНК Союза ССР N443сс, согласно которому серийное производство ГАЗ-61 должно было начаться с 1 октября 1940 г., однако, из-за ограничений в ресурсной базе и «заморозки» проекта в пользу производства авиационных двигателей, серийный выпуск ГАЗ-61 начался только 9 июля 1941 г. в закрытом кузове — версия ГАЗ-61-73.

За исключением опытных фаэтонов ГАЗ 61-40 первый советский внедорожник выпускался в закрытом кузове в версии ГАЗ-61-73. На таком перемещались на фронтах маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский и многие другие.

C августа 1941 г. наладили выпуск ГАЗ-64, внедорожника с упрощенным кузовом для среднего ком.состава РККА.

Виталий Грачев за рулем легкого внедорожника ГАЗ-64 преодолевает крутой подъем

И только в октябре стартовали серийные отгрузки арт.тягача ГАЗ-61-416, которые в разгар битвы за Москву в сцепке с 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2 без промедления отправлялись на фронт.

Машина создавалась тандемом. Шасси и агрегаты — Виталием Грачевым, кузов — Юрием Сорочкиным (1910-1994). При проектировании артиллерийского тягача Юрий Наумович вдохновлялся американским опытом, в частности новинкой в те дни GMC ACK-101, и создал автомобиль, превосходящий американский вариант по всем кузовным элементам.

Легкий артиллерийский тягач GMC ACK-101, идейный вдохновитель ГАЗ-61-416

Носовая часть и кузов были унаследованы у ГАЗ 61-415 (или «ГАЗ-61 пикап»), также разработки В.А. Грачева и Ю.Н. Сорочкина. Бампер упрощался, кабина стала открытой с брезентовым верхом и дверьми, был добавлен штатный буксирный крюк, по бортам крепился ЗИП.

Кузов полноприводного пикапа ГАЗ-61-415 с некоторыми доработками лег в основу ГАЗ-61-416

Он должен был заменить штатный тягач 45-мм противотанковой пушки Т-20 «Комсомолец», который с появлением более мощного 57-мм орудия ЗиС-2, и как результат, почти в 2 раза (!) более тяжелого, уже не устраивал военных. Для легкой артиллерии требовалась более маневренная машина.  

С появлением более тяжелого вооружения штатный тягач 45-мм противотанковый пушки Т-20 «Комсомолец» 1937 г.в. нуждался в замене

1-й опытный образец ГАЗ-61-416 был создан 25 июня 1941 г., в начале Великой Отечественной войны.

Первый опытный образец ГАЗ-61-416 в сцепке с 37-мм зениткой 61-К. Лето 1941 г. Машину легко отличить по рамке лобового стекла

17 июня 1941 г. на схватку за звание лучшего тягача для орудия ЗиС-2 выдвинулся его «исходник» ГАЗ-61-415 и одержал разгромную победу над сильным конкурентом — полноприводным автомобилем АР-НАТИ (АР — «Автомобиль-разведчик», НАТИ — «Научно-исследовательский тракторный институт, позднее НАМИ). Фактором успеха были не столько ходовые качества, здесь обе машины заслуживают уважения, а скорее, разноклассовость в плане грузоподъемности. Сравнивали легкий внедорожник со средним, если не тяжелым, коим и был автомобиль семейства ГАЗ-61.

Внедорожник АР-НАТИ непринужденно преодолевает широкий ров по диагонали, Лихоборский овраг.

Согласно письму маршала Г.И. Кулика в ГАБТУ КА 20 июня 1941 г., для дальнейших испытаний выбрали «ГАЗ-61 с кузовом пикап» в качестве тягача 3-х систем: 37-мм зенитной пушки 61-К, 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2 и 76-мм полковой пушки обр. 1927. Помимо орудия в опытной машине размещался расчет из 6 человек, боекомплект из 36 выстрелов и орудийный ЗИП.

Испытания проходили с 5 по 11 июля 1941 г. на Полигоне НИИБТ в Кубинке по ускоренной программе. В виду отсутствия пушек ЗиС-2 и 76-мм машина испытывалась в сцепке с 45-мм противотанковой пушкой и 37-мм зениткой. Несмотря на то, что ГАЗ-61 не рассчитывался под такие тяжести, как 2+ тонны, испытание машина выдержала, в том числе и на бездорожье.

17 июля 1941 г. Постановлением N179сс Заместителя председателя Государственного комитета обороны В.М. Молотова «О Производстве легких танков Т-60 на заводе N37 Наркомсредмаша» выпуск тягачей «Комсомолец» прекращалось в пользу увеличения сборки танков Т-30 (сухопутный вариант танка Т-40, в документации часто назывался Т-60), штатным тягачем легких орудий был утвержден ГАЗ-61-416.

Пикап, оставшийся на заводе. 1943 г. В кузове сидит Гена Добровольский, сын бессменного заводского фотографа Николая Добровольского. Позже Геннадий станет мастером спорта по автогонкам, членом сборной СССР и участником ралли «Монте-Карло» 1964 и 1965 гг.

Согласно дополнительному соглашению А2-645 от 2 августа 1941 г., было запланировано выпустить 500 пикапов ГАЗ-61 за счет сокращения командирской версии с 500 до 200 шт. Цена пикапа была такой же – 13 000 рублей.   

По уточненным требованиям ГАБТУ КА, тягачу требовалось взять на борт еще дополнительный груз, который не был учтен ранее – обширный набор шанцевого инструмента, ящик с насосом двойного действия. Учитывая несоответствие автомобиля требуемой нагрузке, пошли на компромисс – расчет был сокращен до 5 человек, а боекомплект – до 30 выстрелов. Шесть машин делалось линейными, седьмая – батарейная, в ней дополнительно перевозился насос двойного действия.

Финальный образец ГАЗ-61-416 был произведен 5 сентября 1941 г. Он и пошел в серию. Все замечания ГАБТУ КА были учтены. На бортах кузова крепилось 2 лопаты, кирка, топор и канистра. Место для расчета определялось прямо на центральном ящике-укладке, где размещался боекомплект – 30 выстрелов в 6 лотках (по 5 в каждом). Доступ к выстрелам был максимально удобным. Также в кузове был размещен артиллерийский ЗИП. Для винтовок места не хватило. Передние сиденья заменили на те, что использовались в ГАЗ-64.  

Повторные испытания головной серийной машины провели 22-25 сентября 1941 г. Машина прошла 645 км, в т.ч. 262 км по асфальтовому шоссе, 203 км по булыжному шоссе, 131 км по грунтовым дорогам, 49 км по бездорожью. Сред. скорость по шоссе составляла 47 км/ч, по проселку – 25, по бездорожью – 10 км/ч.

Перед стартом пробега все выстрелы пронумеровали и нанесли риски, автомобиль снабдили полным комплектом ЗИП. По итогам проверка выявила, что лотки в хорошем состоянии, никаких повреждений боекомплект не получил, ЗИП оказался в порядке. ГАЗ-61-416 был утвержден в серийное производство.

Первые серийные пикапы ГАЗ-61 были выпущены 13 октября 1941 г. — 4 тягача направили на завод N92, где ним подцепили орудия ЗиС-2 и оснастили орудийным ЗИП. Всего же за октябрь сдали 33 автомобиля. А в ноябре – лишь 1 экз. Также завод сдал один из двух опытных экз. Второй – остался на заводе. Последняя известная фотография машины датирована 1948 годом.

Куда конкретно они направлялись — наверняка неизвестно. Из достоверных источников выяснено, что ГАЗ-61-416 передавались в 26-ю танковую бригаду 43-й армии, также в 28-ю ТБр. 4 машины значилось в заявке 31-й ТБр. Они, к сожалению, их не получили, как и 33-я ТБр, которая вместе с 31-й ТБр прошла по Красной площади 7 ноября 1941 г., а вместо пикапов получила «полуторки».

Почему востребованный внедорожник ГАЗ-61-416 был выпущен в столь малых количествах?

В конце октября 1941 г., когда враг подходил к Москве и когда боевые машины оказались нужнее автомобилей, все ресурсы завода в г.Горький были направлены на производство танков Т-60. В октябре последних было выпущено в разы больше – 215 шт, а за весь 1941 г – 1 323 танка.  

Т-60 выпуска ГАЗ им. Молотова

Кроме того, на восполнение транспортного дефицита Красной Армии стали поступать автомобили из США, в том числе по программе ленд-лиз, действие которой было распространено на СССР с ноября 1941 г. В условиях нехватки боевых машин — танков и самолетов, выпуск собственных транспортных средств отодвигался на второй план, если и вовсе не терял целесообразность.

Легкие внедорожники Willys MB, поступившие в РККА по программе ленд-лиза

ГАЗ-61-416 оказался лучшим полноприводным внедорожником своего времени, артиллерийским тягачем-пикапом в маршальской униформе, но по воле судьбы, одним из самых редких на полях сражений Великой Отечественной войны.  

Технические характеристики:

Экипаж 6 человек (водитель и 5 человек расчета), двигатель 3480 см3, бензиновый, 6 цилиндров, 76 или 85 л.с., зависит от степ.сжатия, максимальная скорость 60 км/ч, потребление топлива 18л на 100 км, колесная формула 4х4, габариты 4800 х 1770 х 2080, грузоподъемность 500 кг, буксировочная нагрузка 2 т.

Наши дни:

Все они направились на фронт, там же и погибли. Единственный заводской образец, увы, был утилизирован. На текущий момент известно о 3-х восстановленных автомобилях, найденных поисковиками. Остатки ГАЗ-61-416 проекта Трофейные машины были обнаружены на Можайском направлении, по архивным фотографиям и другим документам он был тщательно восстановлен до малейших деталей, включая укладку боекомплекта.  

-> книга «Первый советский военный внедорожник». Авторы Ю. Пашолок, П. Иванов. История создания ГАЗ-61 в фотографиях и документах