-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Годы выпуска 1929-1932, выпущено 150 шт
Поздняя модификация первого внедорожника Италии образца 1918 г. Лёгкий, по классификации Королевской армии Италии, артиллерийский тягач вызывает невиданный восторг, когда это чудо инженерной мысли выкатывается на тебя на огромных спицевых колесах с откидывающими шипами-грунтозацепами. И вот, перед самым носом он совершает поворот с превосходной маневренностью. Его кузов разделен на две части — сначала в сторону уходит передняя, а задняя доворачивает следом. Ему бы еще трубу с клубами струящегося пара, и перед нами настоящий локомотив, способный двигаться в любом направлении вне дорог и тащить за собой целые вагоны. Всё для успешной переброски тяжелого вооружения через самые отвесные участки гор.
Всё началось в 1910 г., когда юное дарование Уго Павэзи (1886-1935), выпускник политехнического колледжа г.Турина, вместе с компаньоном Джулио Толотти основал мастерскую в пригороде Милана для создания идеального трактора итальянского фермера – компанию «La Moto Aratrice» (полн.наименование «La Moto Aratrice Brevetti Ingg. Pavesi & Tolotti»).
Мечтой конструктора было убрать последнее препятствие на пути колесных машин – отсутствие дорог. И аграрная нива с ее непролазной мякиной в непогоду как нельзя лучше подходила для экспериментов молодого инженера.
Спустя год в 1911 компания выпустила первую модель с двигателем внутреннего сгорания мощностью 5 л.с. в 3-колесной компоновке с возможностью регулирования одного колеса, чтобы при вспашке трактор-плуг всегда находился в горизонтальном положении. Машина была удостоена золотой медали на сельскохозяйственной ярмарке в Турине и Парме.
В 1913 г. был выпущен 4-колесный трактор «Typo America», в котором Павэзи не только позаботился о горизонтальном положении тракториста при вспашке с технологией гибкого подъема колес, но и добавил проходимости, опробовав собственное изобретение «лопаточного колеса» (P.T. Spade Wheel), т.е. колеса с плоскими лопатками в качестве опоры для преодоления бездорожья. Суть изобретения была в добавлении в колесо эксцентрика с возможностью поворота и пружинящими спицами. В зависимости от состояния грунта менялось расположения эксцентрика и можно было менять количество прилегающих к земле лопаток. А если к лопаткам добавлялись шпоры, то и возможность вертикального вдавливания шпор в землю.
Трактор вызвал настоящий фурор на рынке, и не только среди фермеров. Павэзи не на шутку заинтересовались военные, для которых в 1914 г. компания разработала спец.версию Pavesi & Tolotti Typo A и Typo B для буксирования тяжелой артиллерии. За годы Первой мировой войны в армию было поставлено 1000 таких тягачей, признаны лучшими в своем классе. Уго Павэзи удостоился личной благодарности от начальника штаба генерала армии, будущего маршала Италии, Армандо Диаза. Дела «La Moto Aratrice» шли в гору. Был построен новый завод, площадь которого к 1918 г. расширилась до 40 000 м2.
В 1918 г. компания представляет шедевр инженерной мысли, опередивший время, первый внедорожник Италии и первый трактор со схемой центрального шарнира – легендарный Pavesi P4 («P» – инициал фамилии инженера-конструктора, «4» или «Quattro» в переводе не нуждается). По воле создателя, он с рождения был предназначен для езды вне дорог во всех смыслах этого слова, на голову опережая конкурентов, в т.ч. с другого континента – из США.
«Мой трактор, моя тракторесса» (итал.: «il mio trattore, la mia trattrice»), – так отзывался Уго Павэзи о своем механическом творении. Pavesi P4 — это 4 колеса одинакового диаметра высотой 1.2 метра, полный привод 4х4, шасси с гибким сочленением двух осей, высокий дорожный просвет, низкий центр тяжести для дополнительной устойчивости.
Особая гордость мастера – шарнирно-сочлененная рама с планетарно-фрикционным механизмом поворота, которая была устроена таким образом, что ее задняя часть могла свободно перемещаться по зубчатому лонжерону как по горизонтали, так и вертикали – в любой проекции – относительно передней части. А при маневре поворачивались не передние колеса, а половинки рамы.
Если несколько машин объединить в поезд, то на поворотах они бы шли след в след.
По эффективности езды вне дорог схема центрального шарнира «на голову» превосходит систему полноуправляемых колес, которая стала активно применяться на внедорожниках почти два десятилетия позже. Схема Pavesi не только повышала маневренность машины, за счет снижения угла разворота, но и улучшала ее проходимость, а также устойчивость на склонах, сохраняя постоянное сцепление с грунтом всеми 4-мя колесами.
Отдельного внимания заслуживают спицевые колеса. Жесткая стальная проволока и тонкий металлический лист прокатки – одна из самых эффективных структур в машиностроении. Такая конструкция колес обеспечивала прочность и стойкость, при этом снижая общий вес автомобиля. До сих пор подобный конструктив колес во всю используется во внедорожных мотоциклах, не говоря уже о самом распространенном транспорте в мире — велосипеде.
Дополнительно колеса Pavesi снабжались грунто-зацепными шипами – по 5 или 10 шт на колесо – которые, при необходимости, могли откидываться, устанавливаясь поверх шин для улучшения сцепления во внедорожных условиях особенно на грязной и рыхлой местности, будто «когтями» впиваясь в грунт, и убираться обратно при езде по дорогам.
P4 оснащался бензиновым двигателем собственной разработки с 2-мя оппозитными цилиндрами объемом 4520 см3 мощностью 15-20 л.с. Модель P4M 1919 г.в. отличалась более мощным мотором 4.7л на 40 л.с. и кузовом на 20 см длиннее.
В 1920 г. P4 предлагался также в грузовой версии.
К сожалению, из-за высокой себестоимости идеальный трактор Pavesi оказался не по карману большинству итальянских фермеров, и все технологические преимущества, без которых сегодня не представляется мир внедорожной и сельскохозяйственной техники, не нашли достойного ответа в то время. В 1919 г. после ухода из компании Толотти компания была преобразована в «La Motomeccanica» (полн. наименование «La Motomeccanica Brevetti Ing. Pavesi»).
Полноприводный трактор со схемой центрального шарнира рамы мог бы так и остаться мечтой, если бы на Pavesi снова не обратили внимание военные, для которых выполнение боевых задач оправдывает любые средства. И не только в Италии.
Изобилие высокогорных ландшафтов с узкими каменистыми тропами в южной Европе требовало увеличения проходимости автомобилей, чтобы иметь возможность двигаться без дорог, преодолевать неровности местности, рвы. И Pavesi P4 как нельзя лучше подходил для этого.
В 1923 г. в конкурсе Министерства войны Италии на поставку тяжелых артиллерийских тягачей побеждает Pavesi P4/100 mod.25, который по сравнению с гражданским исходником заметно утяжеляется (до 4.6т), вмещает экипаж 8 чел, и получает новый 4-цил. рядный двигатель объемом 4.7л мощностью 57 л.с., лебедку с тяговым усилием до 5т, возможность блокировать оба дифференциала.
Тягач мог тащить за собой груз до 75т – в 15 (!) раз превышающий собственный вес, преодолевать рвы глубиной до 0.6м и вертикальную стену идентичной высоты. Угол подъема составлял 45 градусов. Несмотря на куда более тесные связи и обширный опыт работы с военным ведомством, именитые концерны Fiat и Ansaldo остались ни с чем. Всего было поставлено 45 экз.
По инициативе Министерства войны Италии, компания Fiat выкупает у Павэзи лицензию на производство военных тягачей, при этом оставляя возможность «La Motomeccanica» выпускать трактора с/х назначения, а также для коммунальных служб, как например, уборки снега в горах. Производство P4 автоконцерн Fiat определит в новообретенную дочернюю компанию S.P.A. (Società Piemontese Automobili), которая будет специализироваться на выпуске коммерческого и военного транспорта вплоть до 1947 г., когда завершится ее полная интеграция в материнскую компанию.
По итогам следующего конкурса 1925 г. на приобретение артиллерийских тягачей для орудий 75-100мм, побеждает Pavesi P4/100 mod.26 с улучшением коробки передач. Всего в Королевскую армию Италии было поставлено 1000 шт, по 5 тягачей на каждую арт.батарею.
В последующие годы на базе этого «крепыша» будут выпущены модификации mod.30 1931 г.в. и mod.30A 1934 г.в.
Большие колеса с резиновыми накладками и грунто-зацепными шипами превосходно двигались по неровной итальянской местности, но тонули на песчаных и мягких почвах колоний, поэтому с 1937 г. тягачи Pavesi стали комплектоваться колесами на пневматических шинах Pirelli «Sigillo verde».
Параллельно в 1925 г. Министерство войны Италии запустило процесс создания разведывательного автомобиля, по своим характеристикам, предназначеного для перевозки экипажа в составе до 6 человек как по дорогам, так и по местности с ограниченной проходимостью и крутыми подъемами до 25% с дорожным просветом 350+ мм и возможностью преодолевать брод 600+ мм, с хорошим сцеплением с дорогой и комфортом обычного туристического автомобиля.
Во исполнение задумки военных впервые в истории армии Италии на основе P4 в 1927 г. создается первый военный внедорожник, легковой полноприводный автомобиль Pavesi L140 с открытым кузовом, кабриолетной механикой, весом 2650 кг для штабных и разведывательных целей. Автомобиль был изготовлен в двух вариантах: 4- и 6-местный.
«Эта модель автомобиля, которая может быть оснащена всеми современными удобствами туристического автомобиля, представляет собой незаменимое дополнение армий, использующих механическую тягу для своей артиллерии. Эту машину можно передвигать как по дороге, так и по любой пересеченной местности как для передачи приказов, так и для перевозки офицеров войск там, где необходимо их присутствие, что недостижимо на обычных автомобилях». (Архив Fiat)
«Его конструкция, имеющая те же особенности, что и указанные в описании тягачей, за исключением изменений, обусловленных размерами деталей, соответствует всем потребностям современной автомеханики. На полный привод могут быть установлены колеса с полупневматическими резиновыми шинами — одинарными, сдвоенными или даже тройными, в зависимости от использования и требуемой максимальной скорости автомобиля. Планируется также установка специальных подрулевых лепестков, которые позволят автомобилю двигаться даже по местности с большими естественными препятствиями». (Архив Fiat)
Военные не думали останавливаться, ведомству требовался обновленный лёгкий тягач. И после некоторых преобразований командирский Pavesi L140, по-сути, и стал Fiat-SPA TL31 (полн. наименование Fiat-SPA P4/100 TL31, литеры «TL» означают «Trattore Leggero», перевод с итал. «лёгкий тягач»), поздней модификацией первого внедорожника Италии обр. 1918 г.
Во второй половине 1929 г. Министерство войны разместило в Fiat-SPA заказ на выпуск 4-х таких тягачей на базе разведывательной машины, из которых была сформирована арт.батарея. Как и автомобиль-разведчик, лёгкий тягач сохранил «поджарую» форму, не превысив 3т.
Из упрощений по сравнению с тяжелыми P4 – конструкторы заменили пружинную подвеску на рессорную, убрали лебедку. Максимальный преодолеваемый подъем улучшился и составлял внушительные 60 градусов.
В ходе длительных испытаний и участия в ежегодных маневрах он был одобрен под тем же названием, что и развед.автомобиль — Pavesi P4 L140.
Первый и единственный заказ для Королевской армии Италии на 150 тягачей был получен в конце 1930 г. (итальянское периодическое издание “Автомобильные новости”, 1 января 1931 г.). В феврале 1931 г. Pavesi P4 L140 сменил заводское название на Fiat-SPA TL31. Несмотря на отсутствие имени создателя в обновленном наименовании, по сей день коллекционеры продолжают называть его Pavesi.
На шасси P4 производилась и бронетехника: 5т-броневик Pavesi 35 PS в конце 20-х, 8т-бронеавтомобиль Autoblindo Ansaldo 1930 г.в. и даже лёгкий 5.5т-колесный танк Pavesi L140 1924 г.в., было выпущено всего 2 экз.
Выдающийся инженер-конструктор Уго Павэзи проработал в подразделении S.P.A. в Турине вплоть до 1932 г., непосредственно координируя совершенствование военного автомобиля.
В 1932 г. он возвратился в г.Милан в гражданское подразделение Fiat. К тому времени он был знаменит и мог купаться в лучах славы, но вместо этого, Павэзи предпочел отдать себя экспериментам и промышленному дизайну. Здесь он снова создает технологические решения, опередившие время, как-то: коробка-автомат и гидростатический гидравлический вариатор. Они приживутся в автомобилестроении лишь спустя десятилетия, уже после окончания Второй мировой. Павэзи также стоял за рождением 3-скоростного Fiat 508S Balilla Spyder, который на гонках Mille Miglie в 1933 г., за счет легкой конструкции кузова и маневренности, на равных состязался с автомобилями с двигателями в 3 (!) раза мощнее.
13 июля 1935 г. в возрасте 49 лет Уго Павэзи скоропостижно ушел из жизни с подозрением на менингит. За его эклектику, живой интеллект, творческий гений, который в течение 25-ти лет ставил его на вершину механического и моторного дизайна, Уго Павэзи, по праву, можно считать одним из величайших инженеров-конструкторов двадцатого века.
Верх его инженерной мысли – «его трактор, его тракторесса», полноприводный артиллерийский тягач и с/х трактор одновременно, по своему замыслу, еще долгое время не имеющий себе равных. И даже сегодня мы с притяжением разглядываем те единицы Pavesi P4, что дошли до нас.
Армейский тягач P4, как оказалось, вызывал восторженные отклики не только в армии Италии, но и в других странах. Военные машины с завода Fiat-SPA в Турине активно экспортировались по всему свету.
Так, 27 экз. P4 mod.26 и mod.30 были направлены в Финляндию.
В 1935 г. 224 единиц mod.26 было поставлено в Грецию для буксировки орудий 105мм и 155мм, где они использовались на сложном греко-албанском фронте против итальянских войск.
В период 1935-1938 гг. 150 тягачей mod.30 и 30A отправились в Болгарию, не считая несколько экземпляров mod.26, купленных в 1930 г. и ставших первыми военными колесными машинами в нарушение Нёйиского договора 1919 г., разоружавшего Болгарию как страну, проигравшую Первую мировую войну.
Помимо этого ряд производителей в некоторых странах приобрели лицензии для собственного производства. В частности, Венгрия впервые закупила тягачи в 1924 г., а в дальнейшем, концерн Manfred Weiss обзавелся лицензией на их производство. Сошедшие в 1931 г. с конвейера венгерского завода тягачи получили название 28M Pavesi Ellat.
В силу ограниченных производственных мощностей и высокого спроса при подготовке к вероломной агрессии против Советского Союза, венгерская армия приобрела дополнительно тягачи P4 mod.30A итальянского производства в рамках массовых поставок из Италии, включая танки и самолеты, многие из которых стали в дальнейшем трофеями Красной Армии.
Несмотря на нейтралитет, Швеция также не обошла стороной тягачи Pavesi. Королевский артиллерийский департамент был насколько впечатлен этими машинами в 1924 г., что разместил заказ в местной NOHAB (Nydqvist & Holm) на производство тягачей P4 по лицензии. Сначала были приобретены 3 экз P4/100 для изучения, а в 1928-1931 гг. выпущено 28 тягачей собственного производства под наименованием Artilleritraktor M/28 typ Pavesi и модификация M/28F.
Компания NOHAB известна нам по производству локомотивов серии Э, по заказу СССР, в 20-е гг., самолетных двигателей 30-е, была соучредителем Saab AB в конце 30-х, после войны выпускала корпуса для танков Strv-103, а ныне входит в состав американской группы Caterpillar, по иронии судьбы, известной также своими тракторами всех видов и назначений.
P4 также планировались и для массовой закупки Армии Великобритании, для этого, по лицензии, компания Armstrong-Siddeley UK с 1929 г. выпустила несколько машин и продала их в военное ведомство. Однако в серию они так и не пошли.
На шасси Pavesi англичане сконструировали 8-колесного монстра, который остается историческим свидетельством безграничного разбега инженерной мысли.
Несколько раз в 1923, 1924 и 1931 гг. тягач Pavesi различных модификаций оказывался и на просторах нашей необъятной родины СССР. Во время первого посещения его тестировали в сцепке с 3-дюймовой пушкой образца 1902 г. и передком запаса снарядов. Помимо водителя на тягаче разместились 3 пассажира и еще 3 человека на артиллерийском передке.
Тягач испытывали в разных условиях. Он ехал по мостовой, по ее обочине, по пересеченной местности, преодолевая при этом по пути некоторые препятствия в виде холмов и канав. Без затруднений с полной прицепкой тягач двигался по сильно грязной проселочной дороге, затем заезжал в воду реки, заходя на глубину 25-30 см. К вечеру испытания закончились. За весь пробег образец испытал проблемы всего один раз, когда его колеса увязли в жидком песке на берегу реки и при этом он не смог продолжить движение с полной прицепкой, а выбирался из ловушки по частям.
В заключении комиссии по результатам испытаний тягача было отмечено: «Из известных систем колесных тракторов с 4-мя ведущими колесами трактор Pavesi является типом, наиболее разработанным для движения по пересеченной местности. Особенно бросается в глаза независимость его ходов и полная приспосабливаемость к рельефу. Трактор берёт крутые подъемы». Несмотря на успешные испытания и положительные отзыв, к сожалению, колесная машина не была принята в угоду гусеничного тягача Hanomag WD Z 50, определившего целую линейку советских тракторов.
«Боевое крещение» лёгкие тягачи Fiat-SPA TL31 получили во 2-й Итало-Эфиопской войне 1935-1936 гг. В результате победы фашисткой Италии была образована колония Итальянская Восточная Африка, а Бенито Муссолини стал одной из самых видных и значимых фигур европейской политики. Победа над Эфиопией продемонстрировала силу итальянского оружия и технологий, ослепив дуче, который, переоценив свои силы, вступил во Второй мировую войну.
В 1936 г. 133 тягача Fiat-SPA TL31 были направлены для участия в гражданской войне в Испании в составе Итальянского экспедиционного корпуса в Испании (итал. Corpo Truppe Volontarie, CTV), где и остались в качестве подарка Бенито Муссолини генералу Франсиско Франко после победы националистов в 1939 г.
Тягачи TL31 продолжали оставаться на службе в испанской армии и после войны, вплоть до середины 50-х гг., а позднее перешли для работ в коммунальные службы, в том числе в пожарные отряды и снегоуборщики в горной местности.
В 1937 г. лёгкий тягач TL31 сменил Fiat-SPA TL37, а тяжёлые P4 различных модификаций — Fiat-SPA TM40 в 1942 г. («Trattore Medio», перевод с итал. «средний тягач»).
Но даже несмотря на формальный «выход на пенсию», Pavesi P4 продолжали оставаться «рабочей лошадкой» в рядах вооруженных сил Италии и многих других стран, которые приобрели его или получили в качестве трофея, на протяжении всей Второй мировой – в Северной Африке, Греции, Югославии и, конечно же, Советской России.
Тягачи Pavesi определялись в артиллерийские корпусы, где буксировали орудия калибром от 75 до 149мм в Королевской армии Италии, и до 155мм в других армиях.
После капитуляции Италии и подписания соглашения о перемирии 3 сентября 1943 г. все тягачи Pavesi были конфискованы немцами под нужды Вермахта с маркировкой Radschlepper Pavesi, Typ P4-100 (перевод с нем. «колёсный тягач»), многие из которых ушли на Восточный фронт.
Трофейное использование.
В военных хрониках встречаются кадры с союзниками – англичанами и американцами – на тягачах Pavesi P4 во время кампании в Северной Африке.
Судьба занесла его «собратьев» и на Восточный фронт в Россию, где они могли стать честно завоеванным трофеем Красной Армии. По воспоминаниям помощника заместителя командира танкового корпуса по технической части 1-го Украинского фронта в 1944-195 гг. Сошникова Александра Андреевича (1919-2011), который впоследствии стал главным конструктором Харьковского тракторного завода, схему с центральным шарниром рамы для создания первого советского колесного трактора повышенной проходимости подсказал ему увиденный в период войны трофейный итальянский артиллерийский тягач.
Схема поворота трактора с планетарно-фрикционным механизмом поворота Pavesi P4 была воплощена на прототипе трактора Т-90 «Украина» 1959 г.в.
и сразу решила 4 проблемы:
Впоследствии трофейные технологии Pavesi вдохнут жизнь в советские трактора Т-125 1962 г.в., Т-150К 1974 г.в., а также самый мощный трактор своего времени К-700 «Кировец» 1962 г.в. выпуск которых продолжался многие десятилетия вплоть на 2002 (!) г.
Технические характеристики. Экипаж 6 человек, двигатель 2300 см3 бензиновый, 4 цилиндра (в ряд), 33 л.с., максимальная скорость 35 км/ч, расход топлива 40л на 100 км, колесная формула 4х4 с шарнирно-сочлененной рамой, подвеска независимая, дорожный просвет 510мм, высота преодоления брода 600мм, траншеи 900мм, угол подъема 60 градусов, габариты 4050 х 1800 х 2250, вес 2950 кг, грузоподъемность 500 кг, буксировочная нагрузка 2 т.
Наши дни.
Во всем мире сохранилось не более 20-ти Pavesi P4 различных модификаций, наиболее ценная — модель лёгкого тягача TL31, на текущий момент известно всего 7 отреставрированных экземпляров, один из которых и единственный находится в России в собрании проекта «Трофейные машины» trofmash.ru
До реставрации
После реставрации