-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Годы выпуска 1939-1945, произведено не более 6,000 шт
Стильный и зажигательный, рожденный в стране, где даже упрощенный корпус армейского автомобиля получается с изыском. Двери, багажник и даже ящичек для хранения по бокам автомобиля обрамлены филенкой, подчеркивая индивидуальность. Чтобы ничто не отвлекало от четкости форм, ручки на дверях отсутствуют. Подходя к нему, сразу и не понимаешь, как залезть в него, но стоит только протянуть руку внутрь, нащупываешь нужную щеколду, и вуаля — двери распахиваются, приглашая в историческое приключение.
Настоящий малыш — чуть более 3.5 метра в длину — каким и должен быть фиатик. Для удобства посадки водителя передние двери открываются против движения, редкость для военного автомобиля и невероятный стиль! Соратник Гитлера Глава Италии Бенито Муссолини (Benito Mussolini) (1883-1945) не раз принимал парады в нем, выбирая место переднего пассажира. Планируемый для использования в итальянских колониях, неожиданно для себя в ходе Второй мировой Fiat 508CM оказался не только в Северной Африке, но и на Восточном Фронте.
Фиат – основа штабных автомобилей армии Италии с самого начала. В 1931 году автоконцерн выигрывает в конкурсе Королевской армии на легковой автомобиль тактической связи и разведки и на базе гражданского Fiat 508 «Balilla» создает первый итальянский военный легковой автомобиль — Fiat 508 Balilla Spider Militare, сокращенно Fiat 508M (1932-37 гг). 2-местный армейский спайдер — настоящая кроха, но со горячим спортивным нравом — эдакая зажигалка на колесах. С модернизацией гражданского автомобиля обновляется и военная версия — кузов принимает более обтекаемые формы, двигатель наращивает мощь. В 1934 добавляется и 4-местная модификация — Torpedo. По лицензии, с некоторыми внешними доработками на базе Фиата рождается и первый военный автомобиль армии Польши Polski Fiat 508 III/W Lazik.
Боевое крещение Fiat 508M принял во Второй итало-эфиопской войне (1935-36) — предвестнице Второй мировой, когда в результате подписания франко-итальянского соглашения 7 января 1935 г., Италия получает право использования участка железной дороги Джибути — Аддис Абеба, а также частью береговой линии напростив Баб-эль-Мандебского пролива, без чего была бы невозможна высадка и снабжение итальянских войск. Эта война продемонстрировала несостоятельность Лиги Нация в урегулировании международных конфликтов. Фиаты 508M активно использовались и в гражданской войне в Испании, и даже на Восточном фронте, в том числе и в распоряжении Вермахта.
11 июля 1938 года в г. Авеццано руководству вооружений представляется новое поколение военных легковых автомобилей Италии Fiat 508CM с совершенно уникальным, впервые не просто с заказным военным кузовом, а полностью отличающимся от гражданского донора — Fiat 508C «Nuova Balilla 1100» 1937 года, от которого наследуется разве что шасси и то с существенными доработками, в том числе колесами большего диаметра — и двигатель, также усовершенствованный. Например, на военную версию Coloniale ставится электрический бензонасос, а коэффециент сжатия доводится до 6,6:1. Литера «C» означает «Corto» короткий для обозначения небольших автомобилей эконом-класса, в военной версии она идет вкупе с «M» — «Militare».
Разведывательно-связной автомобиль 508CM незамедлительно ставится на вооружение как королевской армии, так и военно-воздушных сил Италии. Это был настоящий армейский родстер, совсем не похожий на своего гражданского прародителя с более высокими дорожным просветом и специально спроектированным кузовом угловатых, но атлетически сложенных форм, каким и должен служивый в армии. Новый автомобиль был недорогой в производстве, развивал высокую скорость (на шоссе развивал до 95 км/ч) и обладал хорошей проходимостью по песчаным грунтам. Передний мост оснащался независимой подвеской. Это был один из самых быстрых военных автомобилей Второй мировой. На вершине скоростных побед с недосягаемым отрывом находится его старший брат — Fiat 2800 CMC (Corto Militare Coloniale), способный разгоняться до 130 км/ч, а по некоторым данным — до 155 км/ч.
Несмотря на стратегический интерес Дуче к контролю над Северной Африкой и Средиземноморьем, однако, с тем, чтобы не упустить возможность раздела «пирога» на направлении нескрываемого желания Гитлера расширить жизненное пространство Германии на Востоке, в 1941 году на базе 508CM завод Фиат рождает специальную версию для суровых зимних условий в России — 508CM Berlina FO (Fronte Orientale) — с цельнометаллическим закрытым кузовом и салоном, оснащенным печкой для обогрева пассажиров. Тем не менее в силу того, что зимних фиатов удалось выпустить всего 50 экземпляров, на холодный Восточный фронт «поплыли» все те же 508CM, предназначенные для жаркой Африки.
Сколько их пришло на советские земли? Об этом можно судить по размеру соответствующих группировок на интересующих нас направлениях. С учетом примерно равной численности войск Королевской Италии как в Североафриканской кампании (236 тыс человек), так и на Восточном фронте (230 тыс человек, сентябрь 1942), предположительно, половина данных автомобилей бороздила пространство Советского Союза, в его юго-западной части. Каждый 2-й Fiat 508CM. Там же, под Сталинградом, 20 января 1943 Итальянская армия в России (8-я итальянская армия) прекращает свое существование, будучи полностью разгромленной советскими войсками. А фиаты становятся заслуженными трофеями Красной Армии.
Детище итальянского Порше — главного дизайнера и инженера Фиата Данте Джьякоза (Dante Giacosa) (1905-96) — Fiat 508CM обогнал время на несколько десятелетий. Появившись на свет в конце 30-х, автомобиль оставался на вооружении и после войны уже Итальянской республики вплоть до 1960 г. Данте был настоящим гением автомобилестроения. Без него Италия еще долго бы пересаживалась на автомобиль. Fiat 500CC по прозвищу «Topolino» — итальянский народный автомобиль — появился раньше немецкого «Жука» в 1936 г. и в предвоенный период выпущен тиражом более полумиллиона. Без Данте не было бы побед в гонке Mille Miglia на спортивной версии Fiat 508C MM в 1939 г. Как говорят итальянцы, без Данте не было бы Фиата.
Трофейное использование: после войны аж два Fiat 508CM были задействованы в съемках киноэпопеи «Освобождение», состоящей из пяти фильмов о Великой Отечественной войне и снятой совместно несколькими странами под руководством режиссёра Юрия Озерова по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. Съёмки фильма проходили в период с 1967 по 1971 год.
Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 1.1л бензиновый, 4 цилиндра, 30 л.с., максимальная скорость 95 км/ч, колесная формула 4х2 (заднеприводный), габариты 3615 х 1480 х 1482, вес 1065 кг
Наши дни: