-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Год выпуска 1941, произведено 2,572 шт
Прямоугольные формы, минималистичный дизайн, полный привод, грузоподъемность ¼ тонны. Создан тем, кто придумал «Джип» и заложил основы развития целого направления автомобилестроения. Первый лёгкий внедорожник США, применённый в реальных боевых действиях. По прозвищу «Бантик». Так ласково называли его в Красной Армии. А на родине создателя — «Задира» (Bantam в переносном смысле, букв.: «порода кур малого размера», «мелкий»). Он появился в самое подходящее время и внес неоценимый вклад в победу советского народа и союзников над Германией и Японией во Второй мировой войне.
Компания American Bantam Car Co. была создана 2 июня 1936 г. на обломках American Austin, производившей в США заднеприводные малолитражные автомобили эконом-класса по лицензии английской Austin Seven и столкнувшейся с фатальными последствиями Великой депрессии 1929-33 гг. Логотип последней в виде маленького задиристового золотого петушка стал названием новой компании.
Для снижения расходов и отказа от лицензирования, создания собственной линейки автомобилей основатель компании Рой Еванс (1900-1976) нанял инженера-конструктора с русскими корнями Алексея Сахновского (1901-1964), технического редактора журнала Esquire, который, работая в кузовном ателье Hayes Body Corporation, изначально и проектировал кузова Austin. Производство обновленных малолитражек под брендом American Bantam стартовало в 1937 г.
Маленькие автомобили Bantam никого не могли оставить равнодушным. Исключением не стала и студия Walt Disney, которая вдохновилась микро-машинками производителя из Пенсильвании при создании первого мультяшного автомобиля Дональда Дака (м/ф Дон Дональд, 1937).
Путь «малыша» в армию
На другой стороне Атлантики еще в конце 1920-х гг Рейхсвер стал активно применять 2-местные малолитражки Dixi, немецкие Austin по лицензии, в военных маневрах, в том числе в качестве муляжей танков из фанеры на базе этих автомобилей.
На своей родине в Великобритании компания Austin совместно с кузовным ателье Mulliners of Birmingham в 1929 г. создает Austin Military 7 Scout Car (перевод с англ. «автомобиль-разведчик»).
В отличие от заокеанских коллег разведывательный транспорт в США пошел другим, делая ставку на крупные автомобили-разведчики на базе грузовиков. Здесь главную скрипку сыграл Dodge, создавший в 1934 г. первый в США полноприводный 1.5-тонный армейский грузовик K-39-X-4(USA). К 1940 г. в линейке появятся и разведывательные автомобили с грузоподъемностью ½ тонны VC-серии, а позднее в 1942 г. — и ¾ тонны WC-серии. Большие и заметные. Неудивительно, глядя на основу их происхождения и тяги американцев ко всему большому.
Однако для разведывательных целей требовалось нечто маленькое, более манёвренное, грузоподъемностью в разы меньше – ¼ тонны. История легкого разведывательного автомобиля в США не могла пройти мимо «единственного экономичного автомобиля Америки». Казалось бы, American Bantam был выбран основой первого джипа на генетическом уровне. Но не тут-то было. В довоенный период наряду с общественностью американские военные имели сильное предубеждение против маленьких автомобилей.
C оглядкой на «заморских» коллег American Austin в 1933 г. представляет военному ведомству США пробную партию 2-местных автомобилей-разведчиков на базе гражданского заднеприводного пикапа весом 480 кг, которые, к сожалению, не прошли приемку.
Переданные армии пару новых заднеприводных экономичных автомобилей Bantam 60 — родстеров и пикапов — в 1938 г. и 1940 г. также не находят должного отклика.
American Bantam не сдавался. Вопреки армейской бюрократии и узости мышления Квартирмейстерского корпуса джип, или лёгкий полноприводный автомобиль-разведчик, появился благодаря настойчивости Гарри Пейна (Charles H. “Harry” Payne), сотрудника компании, отставного морского офицера, который совершил невозможное, пройдя немыслимый путь в продвижении проекта полноприводного «малыша» – от средних чинов в армейском ведомстве до самого верха – Начальника штаба Армии США генерала Джорджа Маршалла (1880-1959) и его помощника Уолтера Смита (1895-1961), а также Военных министров США Гарри Вудринга (1887-1967) и сменившего его 10 июля 1940 г. Генри Стимсона (1867-1950).
Это был проект лёгкого боевого автомобиля пехоты, в котором она так нуждалась, но о котором не имела никакого представления. Накопленные за десятилетия потребности армии в автомобиле-разведчике сводились к одной фантазии – он должен уметь всё, при этом не весить ничего. American Bantam пообещал воплотить ее в жизнь и сдержал слово.
19 июня 1940 г. на завод American Bantam в г.Батлер, Пенсильвания, прибыла делегация военных. И все завертелось. Под руководством президента компании Франка Фенна (Frank Fenn) инженер и управляющий завода Гарольд Крайст (Harold E. Crist) совместно с Робертом Брауном (Robert F. Brown), гражданским инженером при Квартирмейстерском корпусе на полигоне Camp Holabird, к началу июля 1940 г. вырабатывают спецификацию на долгожданный автомобиль.
Гарольд Крайст – талантливый инженер автомобильной индустрии с огромным опытом, участвовал в создании первого Duesenberg’а, символа роскоши «ревущих 20-х», а потом долгое время работал инженером в легендарной Stutz Motor Company, создавшей первый спорткар в США и специализировавшейся на роскошных автомобилях для богатейших людей Америки. Забавно, позднее Энцо Феррари (1898-1988) назовет Джип «единственным настоящим спорткаром Америки».
Каково же было удивление компании, когда вместо согласованного контракта, получив спецификацию, 11 июля 1940 г. армия объявила конкурс, разослав приглашение 135 участникам и требованием через 11 дней предоставить предложение, а затем через 49 дней – 7 недель (!) после получения контракта – сам пилотный экземпляр, а уже после одобрения пилота – 70 автомобилей в течение 75 дней.
Основные требования: простой открытый 3-местный кузов без дверей, откидывающееся ветровое стекло, колёсная база не более 2032 мм (80 футов), высота не более 1016 мм (40 футов), ширина колеи не более 1194 мм, скорость 80+ км/ч, масса 580 кг, полезная нагрузка 299 кг. За исключением запредельных требований к массе, все они были взяты из спецификации и набросков, переданных артиллерийско-техническому комитету. Ответили 2 компании: American Bantam и Willys-Overland. И только первая смогла выполнить конкурсные условия в срок.
Для участия в конкурсе и подготовке инженерных чертежей по всем «ГОСТам» Армии США был нанят Карл Пробст (Karl Probst) (1883-1963), который за 3 дня перенес эскизный проект Гарольда Крайста в инженерный формат, подходящий для участия в конкурсных процедурах. Масса предлагаемого автомобиля составляла 880 кг. 21 июля 1940 г. предложение было отправлено. 5 августа 1940 г. Bantam одержал победу и получил контракт на 70 автомобилей, 8 из которых должны стать полноуправляемыми (4WS).
Днем и ночью работа на заводе кипела, и 21 сентября 1940 г. с территории завода в г. Батлер, Пенсильвания выехал прототип. Официально он получил наименованием BRC Pilot Model (расшифровка «Bantam Reconnaissance Car» — «Разведывательный автомобиль Bantam»), неформально – Cтарик номер 1, кодовое название – Блиц-багги. Его упрощённый кузов имел плоское лобовое стекло со скругленным передом наподобие гражданских версий.
Под управлением главного сборщика Ральфа Тёрнера (Ralph Turner) он проделал путь в 400 км без единой поломки и прибыл на полигон Camp Holabird, г. Балтимор, Мериленд, в 16.30 23 сентября 1940 г. за 30 минут до окончания конкурса. Ровно за 49 дней – 7 недель (!) после получения контракта.
Военные тестировали новую «игрушку» по полной. Это был не просто автомобиль, а настоящая революция, меняющая тактику ведения боя. По словам военных, это было «оружие огромного значения», ведь ничего подобного раньше не выпускалось. И если в начале Квартирмейстерский корпус относился к проекту весьма скептично, после испытаний все лавры за его создание он присвоил себе.
Успешные испытания Bantam вызвал настоящий ажиотаж среди частных лиц, государственных учреждений и конкурентных автомобильных компаний, которые начали приписывать себе ту или иную роль в появлении столь прорывного автомобиля.
С инженерной точки зрения, дизайн Bantam был верхом совершенства и до сих пор не потерял своей актуальности. Безумно лёгкий, но обладающий невероятной мощью для выполнения боевых задач, Bantam стал классическим свидетельством элегантности: только необходимое, никаких излишеств.
Серийные автомобили получили название Bantam BRC-60 (Mark II) и были слегка доработаны с учетом пожеланий армейских тестировщиков — добавлена защита фар, упрощены дверные проемы, установлен внешний замок на капот.
Слава первого джипа разлетелась далеко за пределы Америки, попав и в Советский Союз. Формы Bantam BRC-60 легко угадываются в прототипе легкого советского внедорожника с упрощенным кузовом ГАЗ-64, имя прототипа было заимствовано у другого участника «забега».
По необъяснимой причине, армия передала чертежи Bantam Pilot компаниям Willys-Overland и Ford для производства их прототипов. Вторым ударом было то, что конкурентам было разрешено изучить в живую реальный экземпляр BRC, находившийся в армейском гараже. American Bantam решил не судиться с военными, но очевидно, кто-то стоял за Willys и Ford, чтобы позволить им вести столь грязную игру.
В результате, 13 ноября 1940 на полигон в Holabird прибыл прототип Willys Quad, а 23 ноября – Ford Pygmy. Виллис из-за более мощного мотора превысил все нормативы по массе, многие агрегаты постоянно ломались, Ford Pygmy с маломощным двигателем, наоборот, был слишком «хилым». Несмотря ни на что, оба прототипа были одобрены, правда, с необходимостью доработки. Это же касалось и Bantam.
Конкурс продолжился. Требование к массе было снижено и соответствовало реалиям. Теперь достаточно было не превысить 980 кг. Производители представили новые улучшенные прототипы. Так появился Bantam BRC-40. Полноприводный разведывательный автомобиль грузоподъемностью ¼ тонны. Он получил плоские формы решетки радиатора, плоский капот, лобовое стекло, разделенное на две части.
Bantam BRC-40 был прекрасен. Оставаясь самым легким и маневренным, он превосходил конкурентов практически по всем параметрам. Подвеска, тормоза, экономичность вызывали восторг.
Бушевала Вторая мировая война, и со стороны Великобритании и СССР усиливалось давление на ускорение поставок. Не дожидаясь выбора лучшего, в марте 1941 г. Армия США заказывает по 1500 автомобилей у каждого из 3-х производителей.
Внедорожник BRC-40 настолько оказался востребованным за океаном, что в ответ на повышенный спрос American Bantam, по собственной инициативе, выпускает больше, чем заказала Армия изначально. С 31 марта по 6 декабря 1941 г. с конвейера завода сошло 2572 BRC-40, в т.ч. 58 полноуправляемых 4WS, большая часть которых летом 1941 г. была отправлена в рамках ленд-лиза в Великобританию.
Половина оказалась на войне в Северной Африке. Так Bantam стал первым джипом, принявшим участие в боевых действиях.
А добрая вторая половина осенью того же года была переправлена с северными конвоями PQ в СССР, где они и получили ласковое прозвище «Бантик» — на полгода раньше, чем массовым потоком через порты Мурманска и Архангельска начали поступать Виллисы.
В июле 1941 г. победу в конкурсе Армии США на дальнейший выпуск 16,000 автомобилей присуждают Willys MA (model A) компании Willys-Overland. После существенных доработок компромиссного MA совместно со специалистами Квартирмейстерского корпуса Армии США, опираясь на инженерный опыт American Bantam, в итоге, будет создан Willys MB (model B).
Когда, в дальнейшем, Willys-Overland не справится с возросшими объемами производства в сотни тысяч автомобилей, у American Bantam, казалось бы, появляется шанс. Однако военное ведомство снова незаслуженно игнорирует компанию, которой джип обязан своим существованием, разместив огромную часть заказа в Форде, где идентичные автомобили производились под маркой Ford GPW.
Во многих публикациях указывается, что контракт был передан в пользу Willys-Overland, поскольку якобы American Bantam был маленькой компанией с ограниченными производственными мощностями, не способной производить 75 автомобилей в день. Но этот довод не выдерживает никакой критики.
Во-первых, тогда почему не отдали проект Форду, мощности которого в разы превосходили Виллис? Более того, в действительности, предварительно был выбран Форд, но благодаря манипуляциям, в финале, опять всех обошли дельцы из Виллиса.
Во-вторых, даже с имеющими мощностями Bantam мог изготавливать 100+ автомобилей в день, что, в общем-то, и предлагала компания (16,000 автомобилей за 152 дня) и, при необходимости, наладить выпуск до 550 (согласно независимому аудиту), не говоря уже о том, что с получением надлежащего финансирования под государственный контракт Bantam с легкостью смог бы кратно нарастить производство. А если к этому добавить предпринимательскую хватку руководства, не вызывает сомнения, он бы справился.
Разумным объяснением остается то, что American Bantam была небольшой и несколько наивной компанией, далекой от махинаций Вашингтона и Детройта, не была готова к политическим интригам, которые стали неотъемлемой частью дальнейшего развития проекта.
Глядя в прошлое, на путь больших автомобилей, по которому шла Америка в развитии военного транспорта, можно твердо утверждать, American Bantam спас армию США от самих себя. Но при этом сам пал жертвой политических интриг. Инженерная мысль и предпринимательская хватка Bantam были далеки от политики, чтобы успешно конкурировать, пожалуй, за главный мульти-миллионный контракт.
Интересный факт, после изучения результатов тестирования закупочная комиссия от Советского Союза предпочла именно Bantam.
Высоко-проходимый внедорожник стал любимцем генералов, прочно закрепившись не только в качестве разведывательного, но и статусного командирского автомобиля.
«Бантик» использовался и охраной маршала Жукова. На фотографии, сделанной осенью 1941 г., позади начальника Генштаба красуются два внедорожника: полноприводный командирский автомобиль ГАЗ 61-40 и Bantam BRC-40 в качестве машины сопровождения.
Боевые действия не обходятся без потерь, особенно когда враг одерживал верх. Естественно, первым трофейным джипом Вермахта стал Bantam, первый оказавшийся на фронте. Несмотря на высочайший уровень развития немецкого автопрома 30-х, офицеры и даже генералы противника, не гнушались новинки из-за океана.
Будучи отодвинутой от поставки внедорожников, компания American Bantam не была списана со счетов полностью, ей отдали производство военных прицепов, наиболее массовый — Т3 грузоподъемностью ¼ тонны для виллисов и фордов (произведено 73,569 шт). Также она изготавливала компоненты для британских воздушных торпед.
После войны компания уже не возвращалась к производству автомобилей и выпускала гражданские прицепы, а позднее в 1956 г. была поглощена металлургической компанией Armco Steel Company (ныне AK Steel Corporation). Имя Bantam навсегда займет почетное место в истории автомобилестроения в качестве создателя первого джипа.
Споры о том, кто придумал джип, не утихают и сегодня. Жирную точку в них поставила Федеральная торговая комиссия (ФТК) в 1943 г., обвинив Виллис в лживости рекламных заявлений, вводящих в заблуждение потребителей, о том, что якобы Виллис создал «Джип». Суд вынес решение в пользу American Bantam Car Company, объявив, что «Джип был рожден в г. Батлер, Пенсильвания».
5 лет спустя в 1948 г. в ответ на апелляцию Виллиса ФТК постановила дополнительно: «Виллис нечестно присваивает себе заслугу за создание и т.о. использует нечестные методы конкуренции».
По значимости изобретения и важности для победы, генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) поставил джип на один уровень с атомной бомбой, транспортным самолетом C-47 и базукой, назвав их «4-мя видами оружия, которые больше всего помогли выиграть войну». Начальник штаба Армии США генерал Джордж Маршалл назвал джип «великим вкладом Америки в современное вооружение».
Ральф Тёрнер, бывший часовщик, инженер American Bantam, пожалуй, наиболее точно оценил получившийся внедорожник, назвав его «лучшим автомобилем, когда-либо и где-либо созданным»
Технические характеристики:
Экипаж 4 чел, двигатель 1835 см3, бензиновый, 4 цилиндра, 45 л.с., степень сжания 6.8:1, максимальная скорость 88 км/ч, потребление топлива 12л на 100 км, колесная формула 4х4 (есть также вариант 4WS), дорожный просвет 220 мм, габариты 3240 х 1430 х 1780 (с тентом), масса 950 кг, грузоподъемность 250 кг
Наши дни:
Bantam BRC-40 – финальная модификация прародителя джипа, выпущенный в малых количествах, большинство из которых приняли на себя вызов самого трагического первого периода войны и полегли в боях как на Восточном фронте, так и Северной Африке – автоматически стал самым желаемым в линейке джипов, естественно, после его предшественника BRC-60.
Согласно реестру Bantam, на текущий момент в мире имеется менее 100 отреставрированных BRC-40.
В России всего 3 шт, один из которых датируется октябрем 1941 г. проекта «Трофейные машины».
Автомобиль комплектовался 25+ лет, что позволило «воскресить» 100% аутентичный экземляр до мельчайших деталей, полностью оригинальных.
Армейский джип практические нигде не имеет указания на собственное происхождение, компанию-производителя, особенно когда речь идет о внешних кузовных элементах.
Исключение составляет панель приборов, где имя Bantam красуется на комбинации приборов и латунном шильде справа от них, содержащем краткие сведения о сошедшем с конвейера экземпляре.