-
Дневник
Новости и планы
-
Галерея
Наши машины
-
О проекте
Миссия. Друзья. Контакты
-
Купить
Приблизь к себе историю
-
Реквизит
Прокат военной техники
Как сильнейшая в Европе армия пала за 42 дня? Почему войска в глубокой, казалось бы, неуязвимой обороне и с превосходством как по личном составу, так и технологиям оказалась беспомощной перед блицкригом Манштейна? Как Франция осталась без союзников и надежды на победу?
Немецкие генералы на параде победы в Париже на фоне Триумфальной арки, Елисейских полей и штабного автомобиля Horch 901. По центру Командующий Группой армии «B» Федор фон Бок
События весны-лета 1940
10 мая Германия вторгается в Бельгию, Голландию и Францию.
13 мая французские и английские войска направляются к Бельгии и оказываются в окружении.
14 мая немецкие Люфтваффе бомбят Роттердам, Голландия капитулирует.
27 мая английские войска начинают массовую эвакуацию из Дюнкерка.
3 июня Люфтваффе совершают первый налет на Париж.
12 июня немецкие войска прорывают последнюю линию обороны Франции
22 июня Франция подписывает перемирие с Германией
23 июня Гитлер посещает Париж
25 июня Франция подписывает перемирие с Италией с определением границ итальянской зоны оккупации
Французский сверхтяжелый танк Char 2C «Турень». Выпущено 10 шт. Захвачен немцами во время вторжения во Францию в июне 1940
Расстановка сил
Страны ОСИ: 3 650 000 чел, 7378 пушек, 2445 танков, 5638 самолетов
Союзники: 3 450 000 чел, 13974 пушек, 3383 танков, 2935 самолетов
Парад победы в Париже. Кавалерия и пехота. Киносъемка ведется из салона штабного автомобиля Horch 901. Франция, июнь 1940
Потери
Страны ОСИ: потери 163 650 чел, включая невосполнимые 49 тыс чел, 1236 самолетов, 795 танков
Союзники: потери 360 000 чел, взято в плен 1.9 млн чел
Оставленные один на один с врагом и потеряв половину армии при защите Бельгии, французские солдаты сдают линию Мажино — последний оплот на пути немецких войск к Парижу
Западный фронт
Несколько месяцев нервных спекуляций на тему возможной агрессии со стороны Гитлера завершились началом войны Германии в западной Европе 10 мая 1940 с главной целью — захватить Францию. Немецкие бомбардировщики обрушились на авиабазы Франции, Люксембурга, Бельгии и Голландии, уничтожив на земле огромное число самолетов союзников и не дав шанса им взлететь. Превосходство союзников в небе было безвозвратно утеряно. Элитные отряды немецких парашютистов высаживаются на укрепленных точках союзников по всему фронту, нейтрализуя главные элементы стратегии обороны Франции.
Немецкие самолеты Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) со свистом наносили разрушительные авиаудары во время Французской кампании
На земле немецкая армия двигалась в двух направлениях: первое — через Голландию и северную Бельгию (там, где англичане и французы ожидали главный удар), а второе, более усиленное — через Люксембург и Арденнский лес прямиком к сердцу Франции. Не ожидая удара с юга, англичане и французы сконцентрировали все силы у Бельгии.
Группы армий «A» и «B» создают котёл французским и английским войскам, ставший причиной полного поражения Франции
Падение Голландии
Атака немцев в первые дни в направлении Брюсселя и Гааги была задержана героическим сопротивлением голландцев. В ответ 14 мая немецкая авиация совершила массовую бомбардировку центрального Роттердама, несмотря на проходившие в тот момент переговоры с Голландией. В последнюю минуту были предприняты действия отозвать налет, но к сожалению, немногие летчики получили сообщение и смогли отвести часть бомбардировщиков. Около 800 горожан погибли. В один день Голландия капитулирует.
Роттердам до 14 мая 1940
Роттердам после 14 мая 1940
Бельгия
Англичане и французы планируют защитить Бельгию и занять позиции в крепостях между Антверпеном и Льежем. Не подозревая, что в первую ночь вторжения крепости уже заняты немецкими парашютистами, 13 мая английские и французские войска оказываются под вражеским огнем. Одновременно второй неожиданный удар с юга наносят немцы, вышедшие из Арденн. В течение нескольких дней главные армии союзников оказываются в окружении двух немецких армий без какой-либо возможности ни отстоять Париж, ни остановить немцев перед Ла-Маншем. Далее немецкая армия с юга клином разделяет французские и английские войска, ослабляя дальнейшее сопротивление. Так планируемая защита Бельгии обернулась полной катастрофой для союзников.
Элитный род войск Воздушно-десантные силы Вермахта (нем. Fallschirmjäger, от Fallschirm «парашют» и Jäger «охотник, егерь») во Французской кампании. Бельгия, май 1940
Эвакуация Дюнкерка.
Пока главная армия Франции находилась в полном окружении, английская армия, или Британский экспедиционный корпус (BEF), смещается к береговой линии вблизи французского порта Дюнкерк без всякой надежды соединиться с французскими союзниками и морем позади. Правительство Великобритании принимает решение об эвакуации BEF. 27 мая 1940 начинается эвакуация под секретным кодом “Операция Динамо”. Потребовалась целая неделя для ее завершения. В операции приняли участие 800 гражданских и военных морских судов. В итоге более 300.000 человек через пролив Ла-Манш вернулись на английскую землю. В результате героического спасения англичан под постоянным огнём и бомбардировками немецких Люфтваффе Франция остается один на один в войне с непредсказуемым врагом.
Киносъемка во французском порту Дюнкерк из салона штабного автомобиля Horch 901. Англичане успели эвакуироваться
Падение Франции
После отступления англичан немцы начали финальное наступление на Францию. К 12 июня немецкие танки прорвали главный фронт вдоль реки Сомма и укрепленную линию Мажино. Дальше открывался прямой путь на Париж. В это время англичане решительно просили французов стоять до последнего. Новый Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль лично прилетел в Париж для укрепления боевого духа союзников. В то же время Правительство Великобритании отказалось оказывать военную помощь французам, считая необходимым сохранить силы для обороны своей страны, которая могла бы потребоваться в ближайшее время.
Военизированная колонна Вермахта движется на Париж. Штабные автомобили Horch 901 (слева) и BMW 325 (справа). Франция, июнь 1940
К этому время армия Франции сократилась почти вдвое и лидеры страны приняли неизбежную капитуляцию. 22 июня 1940 года Франция подписывает перемирие с Германией. Гитлер настаивает на том, чтобы его подписание состоялось в том же ж.д. вагоне, в котором Германия подписывала капитуляцию перед Францией в конце Первой Мировой войны в 1918.
Ж.д. вагон, в котором Франция подписывает перемирие с Германией. Тот самый, в котором вторая подписывала капитуляцию в Первой мировой. Слева направо: Мининстр иностранных дел Рейха Иоаким фон Риббентроп, Главнокомандующий авиацией Генерал-фельдмаршал Герман Геринг, Глава партийной концелярии Рудольф Гесс, Канцлер Рейха Адольф Гитлер, Главнокомандующий Кригсмарине Гросс-адмирал Эрих Редер (частично виден на снимке), Главнокомандующий сухопутными войсками Генерал-фельдмаршал Вальтер фон Браухич
По приказу Гитлера, немецкие войска буквально вынесли ж.д. вагон из французского музея. После подписания перемирия в 1940 вагон перевезли в Германию, но из-за сильных бомбардировок уже в конце Второй мировой, очевидно, он не мог уцелеть
23 июня Гитлер прилетает в Париж для обзорной экскурсии по оккупированному городу, во время которой был сделан знаменитый снимок фюрера на фоне Эйфелевой башни.
Адольф Гитлер и свита на фоне Эйфелевой башни, 23 июня 1940
Только спустя 5 лет 25 августа 1944 года после коренного перелома в ходе Второй мировой войны вместе с битвой на Курской дуге летом 1943 и высадки союзников 6 июня 1944 в Нормандии силами французского Сопротивления при поддержке американцев и испанских партизан Париж был освобожден.
Штабной автомобиль Wanderer W23S у Триумфальной арки в Париже
Причины поражения Франции.
Многие неверно считают причиной быстрого захвата слабость вооруженных сил Франции. Так, на то время армия Франции превосходила Германию как в личном составе, так и технологиях. Еще до вторжения немало генералов среди немецкого командования выражали крайнюю убежденность в том, что Германия еще не готова для ведения военных действий против Франции. Даже несмотря на одержанные победы во время вторжения сам Гитлер все еще продолжал сомневаться в успехе Блицкрига.
Во Франции Гитлер и Геринг перемещаются на 3-осном парадном вездеходе Mercedes-Benz G4. Памятник героям Первой мировой войны завешен флагами новых хозяев. 23 июня 1940
Причиной поражения Франции стали ошибочные предположения места удара. Наступление немцев через Арденны не ожидалось. И даже несмотря на то, что французская разведка обнаружила скопления войск, командование французских легионов не предприняло никаких действий с абсолютной уверенностью в невозможности преодоления плотного леса немецкими танками. Ядро французских войск, усиленных англичанами, было отправлено в Бельгию на отражение предположительного главного удара, который был нанесен с тыла. Фатальный просчет французского командования.
Командующий 19-м корпусом Хайнц Гудериан на бронетранспортере в сопровождении штабного автомобиля Mercedes-Benz 320 WK. Внес ключевое изменение в план Манштейна, предложив направить танковые войска через густой лес Арденн. Несмотря на сопротивление немецких генералов, эта идея оказалась успешной и обеспечила победу Германии во Франции. 19 июля 1940 производен в звание Генерал-полковник
Командир 7-й танковой дивизии Эрвин Роммель в звании генерал-майора у штабного автомобиля Horch 901 во время реализации плана Fall Gelb (нем. Жёлтый план). 27 мая 1940 за бои на Западном фронте награждён Рыцарским крестом (№ 43), а также планками к Железным крестам 2-й и 1-й степени (повторные награждения)
Оберстгруппенфюрер СС и генерал-полковник войск СС Йозеф (Зепп) Дитрих на фоне штабного автомобиля Horch 901. Париж, Франция. 23 июня 1940. За участие в Голландской операции и Французской кампании 4 июля 1940 награждён Рыцарским крестом
Немецкие войска перемещаются по Голландии. Фото слева: штабной автомобиль Adler 3Gd на улице Raadhuisstraat в Амстердаме. Фото справа: Колонна военных автомобилий, буксирующих пушки в городе Харлем (голл. Haarlem), во главе Horch 901, замыкает Wanderer W11
Зенитчики в штабном автомобиле Horch 830R у Эйфелевой башни
Обзорная экскурсия по Парижу на роскошных 3-осных вездеходах Mercedes-Benz G4. Адольф Гитлер и его свита. Франция. 23 июня 1940