Дневник. Новости и планы

Народная афера! Или как создавали «народный автомобиль»

Это история стала одной из забытых афер поистине народного масштаба. Сотни тысяч простых граждан были обмануты, так и не дождавшись исполнения обещания своего лидера. Речь идет о проекте «народного автомобиля» (нем. Volkswagen) в гитлеровской Германии. Первые его логотипы не имели привычной 2-буквенной аббревиатуры. Они должны были символизировать новый порядок и его значение для народа.

VW logo

Летом 1932 года за столом ресторана в г. Мюнхен личной рукой Адольфа Гитлера создается набросок автомобиля, который впоследствии станет легендарным “Жуком”, самым узнаваемым автомобилем Volkswagen.

В ту эпоху, когда автомобиль был скорее роскошью, чем средством передвижения, Германии нужно было создать автомобиль для простых людей. Автомобиль с модным обтекаемым дизайном должен стать доступным, но при этом выносливым и надежным. Он должен восхищать своего обладателя и приносить удовольствие.

Имя новосозданной организации для обеспечения отдыха рабочему классу KdF (1933-39) очень подходило и для этой машины. “Сила через радость” (нем. Kraft durch Freude). Так любимец хиппи «Жук» был рожден с именем “KdF-Wagen” и соответствующей символикой!

VW logo

В 1933 году на открытии Берлинского автосалона (IAA) Адольф Гитлер произнёс первую речь, как вождь нации, и дал обещание по обеспечению каждой «истинно немецкой семьи» собственным автомобилем. Уже в 1935 году Фердинанд Порше показывает первые ходовые экземпляры нового автомобиля и буквально за пару лет преображает опытный образец в промышленный. 28 мая 1938 года под овации 70.000 зрителей Гитлер представляет обещанный автомобиль. KdF-38. В народе его прозвали Volkswagen-38 (“народный автомобиль” образца 1938 года)

VW logo

Собственным заводом KdF обзавелся месяцем позже. Для производства первой партии автомобилей привлекается лакшери завод Daimler-Benz, любимчик Фюрера. Он справился с приказом в срок, в 1937 году. Тем временем строился специализированный завод для производства марки. С грандиозным размахом. И не просто завод, а настоящий город. В поместье графа Шуленберга, возле небольшого местечка Фаллерслебен, 1 июля 1938 года был основан известный Вольфсбург, где и по сей день размещается Штаб-квартира известного автогиганта. Но это имя город получит лишь после войны 25 мая 1945 года. При основании ему дали несколько иное название: «город KdF-Вагенов вблизи Фаллерслебен» (нем. Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben).

VW logo

На строительство завода ушло порядка 2 млн рейхсмарок. Ни одного пфеннига из госбюджета. Для привлечения финансовых средств была создана схема депозитов – рабочие откладывали по 5 марок в неделю на специальный счет и так в течение 4-х лет до достижения целевой суммы 990 рейхсмарок и долгожданного права в числе первых получить народный автомобиль. В общей сложности 336.668 немцев передали в Берлинский банк около 110 млн рейхсмарок.

Однако массовое производство KdF-38 так и не было развёрнуто, в связи с начавшейся Второй мировой войной. До 1 сентября 1939 года вышло всего 630 автомобилей KdF-Wagen. 1 машина на 500 пайщиков.

VW logo

Вместо передачи народу автомобиль был отправлен на войну. Пройдя модификацию, модель была перереботана для военных задач. Так на народные средства был создан крупный военный авто-завод.

Среди сошедших с его конвейера модификаций — самая знаменитая амфибия Второй мировой VW Typ 166 Schwimmwagen.