ГАЗ 64

Годы выпуска 1941-1943, произведено 672 шт

ГАЗ-64

По прозвищу “Козлик” ГАЗ 64 открывает историю советских внедорожников с упрощенным кузовом. Своему прозвищу он был обязан особенностям неустойчивой конструкции. Машина буквально прыгала на дороге, когда под колеса попадал камень.

Первый полноприводный серийный автомобиль предназначался для среднего командного состава РККА в качестве командирского автомобиля поля боя и лёгкого артиллерийского тягача, фактически использовался и как транспортное средство пехоты, способное при кратковременной перегрузке перевезти до отделения бойцов. Советско-финская война 1939 – 1940 гг., проходившая в тяжелых условиях бездорожья выявила потребность в легком, предельно простом и дешевом легковом автомобиле повышенной проходимости.

Позже на его базе были созданы бронеавтомобиль БА-64 и модернизированный ГАЗ 67Б. А его прозвище, пройдя через войну, стало именем нарицательным для всех последующих внедорожников, выпускаемых в СССР.

Виталий Грачев

Разработка ГАЗ 64 велась под руководством ведущего конструктора Виталия Грачёва – в рекордно короткие сроки. Получив задание 3 февраля 1941 года, через 51 день 25 марта того же года машину выпускают с завода! Срочность работ определялась тревожной международной обстановкой, да и события на Халхин-Голе показали необходимость более полной моторизации РККА. Реакция “заказчика” генерал-майора И.П.Тягунова, как и всех последующих принимающих, была крайне положительной. ГАЗ-64 шасси

При внешней схожести с американскими Bantam BRС40 и Ford Pygmy советский внедорожник ГАЗ 64 не имел с ними ничего общего:

  • все узлы и агрегаты для полного привода были с некоторыми модификациями унаследованы от полноприводной “Эмки” ГАЗ 61 образца 1938 года
  • двигатель от ГАЗ ММ (полуторки) образца того же 1938 года

За автомобили ГАЗ 61, ГАЗ 64 и бронеавтомобиль БА 64 их главный конструктор Виталий Грачев получил Сталинскую премию.

Признание врагом. Будучи лидерами в автомобилестроении тех лет, немцы были крайне избирательны в использовании колесной трофейной техники, так например, отказывались брать на вооружение многие британские машины и в то же время не гнушались ГАЗ 64 – советский внедорожник в лице нашего “Козлика” был в почете у врага.

ГАЗ-64

Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 3285 см3 , бензиновый, 4 цилиндра, 50 л.с., максимальная скорость 60 км/ч, потребление топлива 14л на 100 км, колесная формула 4х4, габариты 3660 х 1530 х 1900, вес 1200кг

Наши дни:

Большинство автомобилей погибло в первые годы войны, остальные погибли в ходе утилизации в связи с появлением в 1943 году свежей модели ГАЗ 67 – до наших дней дошли единицы, исключительно реставрированные из рамы и элементов кузова, найденных поисковиками

Некоторые сегодня делают реплики на базе ГАЗ 67, но их легко отличить по ряду признаков (например, штампованная решетка радиатора)

Оригинальный ГАЗ 64 большая редкость сегодня, сохранилось всего 2 автомобиля.

ГАЗ-64

Описание ГАЗ-64 в коллекции:

  • оригинальный (один из двух реставрированных экземпляров)
  • найден на Курильских островах
  • отреставрирован (100% готовность)
  • состояние отличное
  • участник парада на Красной площади 7 ноября в 2012 и 2013 годах