Tatra 57K

Годы выпуска 1941-1943, 1946-1947, произведено 6,054 шт

Tatra 57KАвтомобиль с двумя жизнями: первая – для войны, вторая – для мира. Лишенная независимости 15 марта 1939 года, Чехословакия и вся ее промышленность переходит под власть Германии. В 1941 году для нужд Вермахта появляется на свет военная версия гражданской Татры 57B c индексом “K” (что означает привычное для армейских машин “Kubelwagen”). Автомобилю присваивается категория  Kfz. 1. Все последующие три года вплоть до 1943-го штабная Tatra 57K  производится на управляемом немцами заводе Tatra Ringhoffer Werke A.G. в г. Копрживница. Поскольку на тот момент такого государства, как Чехословакия уже не существовало, получается, страна происхождения Tatra 57K – Германия.

Автомобиль был предназначен для солдат, младшего и среднего комсостава Вермахта, немало пошло в полицию, урвала его и элита Третьего Рейха – войска СС. Несмотря на небольшой тираж и конкурируя с истинно арийским VW KdF Typ 82 Kubelwagen, чешская Tatra оказывается абсолютно на всех фронтах (Африка, Западная Европа, Восточный Фронт). Чем же этот малыш снискал расположение немцев? Возможно, это была надежность и неприхотливость в эксплуатации, которые ценились на вес золота в разгар боевых действий? Любытной особенностью модели считалось феноменальное удобство сервисного обслуживания: капот 57-й откидывался заодно с передними крыльями и фарами, обеспечивая свободный доступ не только к двигателю, но и ко всей передней подвеске.

Tatra 57KА может, его подвижность? Татра получилась скорострельной и крайне эффективной: 90 км/ч при 23 л.с. в отличие от аналога Фердинанда Порше VW KdF Typ 82 Kuberlwagen, который, по паспорту, способен был достичь лишь 2/3 показателя шустрого чеха – всего 60 км/ч.

Своим рождением Tatra 57K  обязана одному из самых известных и талантливых конструкторов XX века Гансу Ледвинке (Hans Ledwinka, 1878 – 1967). По большому счету, самоучка – никакого углубленного автомобильно-технического образования Ледвинка не получил – уроженец Австрии слыл отчаянным экспериментатором, беззаветно преданным идеям технического прогресса, на его счету:

  • первый автомобиль австрийской фирмы Steyr. 1920 год.
  • авангардная хребтовая рама для Tatra T11, которая с небольшими доработками легла в основу Tatra 57 всех видов, включая и “героя нашего романа” 57K. 1923 год.
  • первый в мире серийный автомобиль, продуманный с точки зрения аэродинамики Tatra 77. 1934 год.

До гениальности простая и выносливая конструкция, внутри которой размещался карданный вал, продвинутые качающиеся косые рычаги задней подвески, нетребовательный к обслуживанию 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, рулевое управление реечного типа и при этом независимая подвеска спереди и сзади.

Tatra T11 Chassis

Ганс Ледвинка оставался на посту технического директора Татры на протяжении всего военного периода, он и разработал военную версию для Вермахта. В 1944 г. получил степень Доктора технических наук. После окончания войны был обвинен в сотрудничестве с немецкими оккупантами и шесть лет провел в тюрьме. В 1951 г. покинул Чехословакию и переехал сначала в Австрию, где его сын Эрих возглавлял дизайнерское бюро фирмы “Штайр-Пух”, а затем в ФРГ.

Hans LedwinkaВторая инкарнация автомобиля происходит уже после войны на территории освобожденного государства. Новоиспеченные татры направляются на службу МВД и Армии Чехословакии. Последний автомобиль сходит с конвеера в 1947 году. Послевоенных татр было произведено немного – 640 экз (приблительно 10% от всего выпуска). Со свертыванием в 1949 году изготовления гражанской версии Tatra 57B подходит к концу вся история малолитражек Татра. Предприятие в Копрживнице окончательно переключается на “большие” модели.

Tatra 57KТрофейное использование: союзники из США брали ее на службу с удовольствием! Автомобили были задействованы и на Восточном Фронте, и вполне могли стать трофеем Красной Армии.

Tatra 57K 1941 архивТехнические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 1256 см3 бензиновый, 4 цилиндра, 23 л.с., максимальная скорость 90 км/ч, колесная формула 4×2 (заднеприводный), габариты 3980 х 1550 х 1690, вес 870 кг

Наши дни:

  • в мире известно порядка 10 подлинных автомобилей, встречаются реплики и подделки с использованием гражданского донора
  • в России 2 автомобиля – один, требующий реставрации, и единственный отреставрированный, в коллекции проекта “Трофейные машины”

Tatra 57K

.