SPA TL37

Годы выпуска: 1938-1941, произведено ок. 3,000 шт

SPA TL37Брутальный, тяжелый, мощный. Стильный тягач, или итальянский внедорожник Второй мировой. Сбоку он похож на крадущегося медведя. Большие тракторные колеса усиливают образ неприступного зверя. На родине Микеланджело Буонарроти знают толк в архитектурном ремесле. И они всё продумали до мелочей как во внешнем облике автомобиля, так и его внутреннем пространстве. Держатели для оружия, множество ящичков для снаряжения – все для удобства бойцов, а вот лебедка сзади – видимо, исключительно для эстетики. Он создавался для итальянской королевской армии, находившейся под диктатурой Муссолини.

В конце 30х в конкурсе на лучшй дизайн легкого артиллерийского тягача, проводимом по заказу военного ведомства Италии, между автоконцерном Fiat в лице дочерней компании SPA (Societa Piemonese Automibili) и компанией-производиелем оружия Breda (полное наименование Breda Meccanica Bresciana) выбирают первого. Созданная в 1906 году, компания SPA вошла в Fiat в 1925 году и использовалась как подразделение материнской компании для производства коммерческого и военного транспорта вплоть до 1947 года, когда SPA полностью интегрируется под крыло автоконцерна Fiat.

В 1938 году с конвейера завода сходит первый автомобиль SPA TL37. Его разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti), предопределивший главные конструктивные и стилистические принципы многих последующих военных автомобилей марки SPA. На базе тягача TL37 строились также грузовики SPA AS37 и броневики: SPA S37 (Autoprotetto) и SPA AS43.

SPA TL37Короткое шасси, высокий клиренс и полноуправляемость – все для ведения войны в условиях горной местности Северной Италии и Южной Европы. Он готовился не для дорог. Полноуправляемость (или возможность поворачивать не только передние, но и задние колеса) запредельно повышала маневренность автомобиля. Радиус разворота SPA TL37 составлял менее 4.5м. По тяговитости он также не мог не оправдать ожидания. С пятью бойцами на борту с полным снаряжением в довесок к водителю и двутонной пушкой позади SPA TL37 мог развивать скорость до 40 км/ч , преодолевая угол подъема более 40 градусов, чем способны похвастаться далеко не все современные внедорожники.

Фактически автомобиль SPA TL37 представлял собой осовремененный, облегченный и более практичный вариант созданных чуть раньше утилитарных тягачей, от которых унаследовал общую конструкцию привода всех колес. В передней части его лонжеронной рамы располагался рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель “СПА TL18”, а 5-ступенчатая коробка передач с межосевым самоблокирующимся дифференциалом благодаря короткой базе оказалась в центральной части шасси. К обеим сторонам ее картера крепились две двухступенчатые раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя карданными валами диагонального расположения передавался на конические редукторы каждого колеса. Передние имели независимую подвеску на поперечной рессоре с гидроамортизаторами, задние устанавливались на продольных полуэллиптических, а механический привод тормозов снабжался усилителем. Машина получила открытый металлический 6-местный кузов с двумя рядами сидений и отсеками для амуниции и лебедку заднего расположения. Все ведущие и управляемые односкатные колеса снабжались пневматическими шинами низкого давления размером 9,00-24.

Во Вторую мировую войну помимо Италии SPA TL37 нес службу в союзнической Венгрии и, конечно же, главной соратнице по лагерю стран ОСИ Германии (в основном, после свержения Муссолини в 1943 году).

Трофейное использование.

Большая часть автомобилей направляется в Африку, треть SPA TL37 оказывается на Восточном фронте в составе итальянских дивизий под Сталинградом. Они могли попасть в руки как красноармейцев, так и англо-американских войск, в частности, имеются кадры с индийскими солдатами (воевавшими на стороне Великобритании в Африке) на борту трофейного SPA TL37 в декабре 1941 года.

SPA TL37Оставшиеся после войны внедорожники продолжают нести службу в частях ВМФ Италии до 1948 года.

Технические характеристики. Экипаж 6 человек, двигатель 4053 см3 бензиновый, 4 цилиндра (в ряд), 52 л.с., максимальная скорость 38 км/ч, расход топлива 42л на 100 км, колесная формула 4×4 (полноприводный), полноуправляемый, габариты: 4130 х 1830 х 2180, вес 3560кг

Наши дни.

  • Сохранились единицы SPA TL37 в мире, в России известно о единственном отреставрированном экземпляре и трех, нуждающихся в реставрации. Один из них в процессе – для пополнения коллекции проекта “Трофейные машины”
.