BMW 325 le. gl. Einheits-Pkw

Годы выпуска 1937-1940, выпущено 3,225 шт

le. gl. Einheits-Pkw

По имени “Легкий единый”. Первый внедорожник от BMW. Едва появившись на свет, он так и не получил право носить фирменную бело-голубую эмблему. Имя “le. gl. Einheits Pkw” (или “Leichter Einheits Gelaendegaengiger Personenkraftwagen”, пер с нем. “легкий единый внедорожный пассажирский автомобиль”) не давало ни малейшего намека на автопроизводителя, с чьего конвеера он был спущен. Автомобиль стал частью инициативы Управления вооружения Третьего Рейха по стандартизации легких полноприводных машин для нужд армии. Выпускаемый тремя заводами – Stoewer из Штеттина, Hanomag из Ганновера и BMW из Мюнхена – вездеход по имени “Легкий единый” оказался обезличен и в части происхождения опознавался только по двигателю и силовым агрегатам. Кузов и шасси, разработанные компанией Stoewer в 1936 году, были внешне идентичны.

Вся тройка выпустила порядка 12,700 машин. Самый массовый – Stoewer, три модели: R180 Spezial, R200 Spezial, Typ40 (7500 шт всех моделей), самый редкий – Hanomag 20B (ок. 2000 шт), самый желанный – BMW 325 (рядная шестерка была только у баварца). Еще одно отличие, отделявшее BMW от конкурентов, заключалось в технологии производства кузова. Для вездеходов из Баварии кузова поставляла фирма Ambi Budd, и они были цельнометаллическими, а Stoewer и Hanomag довольствовались кузовами с деревянными каркасами собственного производства.
Основой конструкции этого типового вездехода служила обычная рама коробчатого профиля. На нее ставился кузов простой конфигурации с легким тентом. Все колеса были полноуправляемые, что обеспечивало высокую маневренность даже на маленьком “пятачке”. Привод на все колеса был неотключаемым, а оригинальная конструкция рулевой системы позволяла маневрировать, поворачивая как все четыре колеса одновременно, так и только передние.

le. gl. Einheits-Pkw

Обе подвески являлись независимыми, на пружинах и рычагах с гидравлическими амортизаторами, тормоза имели механический привод на все колеса. Типовая трансмиссия представляла собой пятиступенчатую коробку перемены передач, поставляемую Zahnradfabrik — заводом графа Цеппелина в Фридрихcхафене. Электрооборудование поставлялось фирмой Bosch и являлось уже 12-вольтовым взамен повсеместно распространенного тогда 6-вольтового — прогресс не обошел стороной легкий армейский автомобиль.

Трофейное использование

Подпись к фото ниже: “На долгую память сестре Марусе, племянницам Нине и Тамаре и Юрику. Дарю лучшей сестре память о Восточной Пруссии, местечко Гросс-Ширау, где проводил боевую жизнь. 15 мая 1945 года, П. Сгибнев”.

BMW 325 трофей 1945

Машина сильно переделана: вместо легкого тента сделана жесткая крыша из листовой стали, прибитой гвоздями к деревянному каркасу.

По окончании Второй мировой войны Красная армия захватила завод Stoewer, располагавшийся в Восточной Германии, и разобрав его, направила все оборудование в Советсткий Союз. Разработанный в начале 50-х годов горьковский автомобиль ГАЗ-69А наследует некоторые принципы конструкции кузова немецкого «кюбельвагена» le. gl. Einheits-Pkw.

le. gl. Einheits-Pkw

Внешнее сходство внедорожников не вызывает сомнения! Кузов прост и технологичен. Передние и задние двери трапециевидной формы взаимозаменяемы. У обеих машин очертания верха имеют много общего, похожи передние и задние крылья, а также панели приборов. Но в отличие от “Легкого единого” родом из Германии советский ГАЗ-69 получил более простую ходовую часть без сложных независимых подвесок и управляемых задних колес. Незатейливая конструкция проста в обслуживании, взаимозаменяемость деталей с другими моделями обеспечила «газону» долгую жизнь на конвейере — его выпускали почти два десятилетия.

Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 1957 см3, 6 цилиндров, 50 л.с. колесная формула 4х4, габариты 3900 х 1690 х 1900, вес 1775кг

Наши дни:

В отличие от Stoewer R200 Spezial внедорожник BMW 325 le. gl. Einheints-Pkw, первый в истории марки, совершенно заслуженно перешел в разряд настоящих раритетов — найти его сегодня практически невозможно:

  • в мире известно о двух отреставрированных экземплярах, третий в реставрации
  • в России пока единственный экземпляр, тот, что в реставрации – скоро также будет у нас, в коллекции проекта “Трофейные машины”

bmw325lpkw

Save

.